Главная > Кафедры > Библиотечно-информационной деятельности

Кафедра библиотечно-информационной деятельности

 
 
 
Кафедра библиотечно-информационной деятельности основана в 1986 году. С этого момента и по настоящее время она успешно осуществляет подготовку и выпуск специалистов по библиотечно-информационной деятельности.
Заведующей кафедрой является кандидат исторических наук Тамара Викторовна Бернгардт. Всего на кафедре работает 10 преподавателей, в том числе 4 доцента.
С 2012 года кафедра библиотечно-информационной деятельности первая в Омске начала подготовку специалистов по профилю "Информационно-аналитическая деятельность".
 
Что такое информационно-аналитическая деятельность?
Многие считают, что информационная аналитика – это продукт человеческого сообщества, сформировавшийся в результате процессов глобализации и информатизации. Но на самом деле истоки информационно-аналитической деятельности можно найти в глубокой древности, когда человек стремился получить новое знание об окружающем мире на основе уже известных сведений о нем. Постепенно
стали появляться первые аналитики-профессионалы (Аристотель – первый теоретик информационной аналитики, Геродот – первый аналитик-практик).
К числу старейших учреждений, занимающихся аналитикой, можно отнести библиотеки, архивы, библиографические службы, а к более современным – информационно-аналитические службы, органы НТИ, фирмы, производящие электронные (в том числе сетевые) информационные ресурсы и т.п.
 
Информационная аналитика занимается производством нового знания на основе переработки имеющейся информации в целях оптимизации принятия решений.
Цели информационно-аналитической деятельности –  реконструкция прошлого, оценка настоящего и прогнозирование будущего.
Задачами информационной аналитики являются:
1. Количественное преобразование информации (информационное свертывание – библиографирование,
аннотирование, реферирование; консолидация больших информационных массивов в виде баз и банков данных);
2. Структурное упорядочение информации (систематизация, предметизация);
3. Качественно-содержательное преобразование информации (производство нового знания, но не опытно-экспериментальным путем, а на основе анализа и интерпретации существующих теорий, описаний фактов средствами информационного моделирования реальности).
 
Существует несколько специализаций аналитиков:
1. Аналитики-универсалы: аналитик, референт-аналитик, аналитик отдела исследований, аналитик-консультант, методолог группы аналитики, эксперт-аналитик.
2. Аналитики с предметной или отраслевой специализацией: аналитик рынка, аналитик рынка недвижимости, аналитик по страхованию, бизнес-аналитик розничной торговли, аналитик рынка компьютерной техники, аналитик-экономист и др.
3. Аналитик с широким кругом специализаций: инвестиционный аналитик, кредитный аналитик, финансовый аналитик, биржевой аналитик, бизнес-аналитик, логист-аналитик, менеджер-аналитик, маркетолог-аналитик и др.
4. Аналитик узкой целевой специализации: аналитик бизнес-логист КИС, инженер-аналитик по информационной безопасности, спам-аналитик, тест-аналитик.
Первая группа – это специалисты с базовым образованием по ИАД с возможной последующей функциональной или отраслевой специализацией. Вторая и третья группы – специалисты предметной области знания с базовым отраслевым образованием (экономика, политология, банковское дело и т.д.). Четвертая группа специалистов формируется на границе нескольких областей деятельности.
В системе российского высшего образования подготовка аналитиков универсального профиля осуществляется в вузах культуры лишь с 2003 года. В Омске – с 2012 года в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского на факультете филологии и медиакоммуникаций.
Спектр учреждений, в которых могут работать выпускники по профилю ИАД достаточно разнообразный.
Помимо традиционных к их числу относятся рейтинговые агентства, центры социологических исследований, информационные агентства и многие другие организации, создающие различного рода аналитические материалы и занимающиеся консалтингом, экспертизой, мониторингом и т.п.
В различных СМИ (ТВ, радио, традиционная и электронная периодика) сформировались информационно-аналитические рубрики, передачи, рассчитанные на интересы широкой общественности, что делает информационную аналитику востребованной и в этой области.
Сегодня информационная аналитика представляется как необходимый компонент культуры управления, бизнеса, как инструмент современного менеджмента.
(Для написания статьи были использованы труды Г.Ф. Гордукаловой и Н.А. Слядневой)
 
 
Адрес: 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а, 2-й корпус ОмГУ, каб. 125.
Тел.: +7 (3812) 67-06-20