АБИТУРИЕНТАМ

  Филология Журналистика PR Информационно-аналитическая деятельность Туризм Магистратура  
   
  Филология Журналистика Реклама и PR Инф.-аналит. деятельность Туризм Магистратура  
     

Главная > Научная работа > Гранты и конкурсы > Проект «Пожилой человек в современных русскоязычных дискурсах: комплексное лингвистическое исследование»

Проект «Пожилой человек в современных русскоязычных дискурсах: комплексное лингвистическое исследование»

Завершается работа над грантовым проектом кафедры русского языка, славянского и классического языкознания   при поддержке РФФИ № 18-012-00507 «Пожилой человек в современных русскоязычных дискурсах: комплексное лингвистическое исследование».

Цель проекта – комплексная реконструкция социально-коммуникативных характеристик группы российского общества, номинируемой в русском языке выражением «пожилые люди» (соответствующий термин психологии – «поздняя взрослость»). Исследование планируется осуществить в рамках когнитивно-дискурсивного направления лингвистики, что обусловливает обращение к двум формам репрезентации вышеуказанных характеристик – дискурсам и языковому сознанию русскоговорящих.

Задачи  проекта:

• сформировать эмпирическую базу, включив в неё аутентичные разговоры лиц в возрасте поздней взрослости (пожилых), аутентичные разговоры с лицами в возрасте поздней взрослости (пожилыми), имитации подобных разговоров в современной массовой литературе и кинотекстах (последние – с целью выявления современных стереотипов на тему «как говорят и общаются пожилые люди»); фрагменты языкового сознания, связанные с восприятием разными группами общества исследуемой возрастной группы;

• на базе имеющихся подходов к анализу языка и коммуникаций отдельных социальных групп, с учетом разграничения поколенческой и возрастной специфики языка-речи, выработать методики для исследования особенностей языка и коммуникации людей в возрасте поздней взрослости;

• сформулировать и апробировать гипотезу о наличии инварианта в языке и коммуникации людей возраста поздней взрослости;

• на основе имеющейся у членов исследовательской группы методов и методик описать персональные дискурсы с предметно-тематической областью «пожилые люди», в том числе дискурсы, порождаемые языковыми личностями в возрасте поздней взрослости; сопоставить ценностно-оценочные составляющие дискурсов с субъектами речи в возрасте «обычной» и «поздней» взрослости;

• выявить и описать институциональные дискурсы о пожилых (официальные и полуофициальные тексты, СМИ, коммерческая и социальная реклама);

• реконструировать тематические фрагменты языкового сознания, связанные с концептуальной областью «пожилой человек», на основе экспериментов с информантами разных возрастных групп.

  

Методология исследования базируется на достижениях современной социолингвистики, рассматривающей  язык социальных групп в разных коммуникативных средах; отечественных и зарубежных концепциях дискурса и дискурс-анализа, рассматривающих дискурс как массив текстов с общим социально-коммуникативным пространством; положениях русской психолингвистической школы.

Избранный при реализации Проекта подход определяется авторами как комплексный. Комплексность в Проекте представляет собой сопряжение методов и методик анализа дискурсов (разговоров, текстов) и языкового сознания. Необходимость комплексного подхода очевидна, если учитывать, что объект исследования пожилой человек как социально-коммуникативный тип  является сложнейшим многокомпонентным феноменом, а предмет исследования задан в двух проекциях:  как взгляд «снаружи» и «изнутри», а также как внешняя и внутренняя  репрезентации объекта. Взгляд «снаружи» означает отношение к исследуемой возрастной группе социума в лице его институтов и социальных групп,  взгляд «изнутри» –  результаты самоидентификации пожилых.  Разграничение внешней и внутренней репрезентации связано с разными уровнями речевой рефлексии над объектом: в дискурсах репрезентации более или менее осознаны, а в серии экспериментов не отрефлексированы. Описание тематических фрагментов языкового сознания социальной группы пожилых и других возрастных групп задумано и реализовано как масштабная верификационная процедура, призванная дополнить и уточнить данные дискурс-анализа.

Оригинальность и новизна предложенной в Проекте версии комплексного анализа обусловлена двумя факторами. Во-первых, ранее апробированные методы применены к достаточно новому типу респондентов. Особенно значительную  адаптацию к респонденту – пожилому человеку  потребовала психолингвистическая составляющая исследования. Кроме пилотажных  экспериментов, практиковалась коррекция экспериментальных заданий и постэкспериментальные  опросы. Во-вторых, сквозное сопоставление данных, полученных  на разных участках исследования, сопровождалось учетом частотности конкретных маркеров. Ранжирование  контекстов при описании персональных дискурсов с использованием показателей «очень часто», «часто», «редко» выполняло ту же функцию, что выявление ядерно-периферийного устройства ассоциативных полей на основе частотности реакций. Везде, где позволял конкретный материал, использовались качественно-количественные методики анализа, в частности контент-анализ.

Важнейшим методологическим принципом исследования являлось соответствие методов объекту и предмету. Отдельный сегмент методологической стороны исследования составили методы сбора материала, в том числе скрытое и включенное наблюдение. 

Лингвистический дискурс-анализ последовательно опирался на такие параметры описания материала, как тип участников коммуникации, темы, канал связи, ценности дискурса (с применением процедур выявления аксиологических смыслов). В рамках дискурсивного подхода широко применялись специальные методы лингвистической семантики и прагматики. 

В необходимых случаях методология лингвистического дискурс-анализа дополнялась междисциплинарными приемами анализа, в частностипри анализе телетекстов использовался метод социолингвистической интерпретации.  

Применение дискурс-анализа к институциональным коммуникациям, адресованным пожилым (например, реклама) и / или осуществляющимся в их интересах (например, специальная программа партии) было направлено на реконструкцию витальных, социальных, ценностных признаков пожилых людей, какими их видит общество. Применение дискурс-анализа к персональным коммуникациям, в которых участвуют сами пожилые, позволило сделать выводы о том, какими они себя видят.

Психолингвистические экспериментальные методы включали  свободный и направленный ассоциативный эксперимент, метод семантического дифференциала.  Ассоциативный эксперимент позволял установить характер ассоциативной связи, стабильные и подвижные части субъективной семантики стимула-слова из тематической группы «пожилой возраст». В ассоциативных полях выделялись ядро (традиционно – наиболее частотные реакции), ближняя периферия (реакции с индексом частотности 2), периферия (единичные реакции). В дальнейшем ассоциативное поле анализировалось с применением методики реконструкции когнитивной структуры поля. Направленный ассоциативный эксперимент, проведенный  по методике дополнения языкового знака, давал возможность «достроить» ситуативную структуру стимула: реципиенты развивали предложенное  высказывание теми словами и фрагментами, которые   актуальны в их лексиконе. Эмотивно-чувственная часть семантики выявлялась с помощью семантического дифференциала: нагрузки по шкалам показывали разную степень эмоционального переживания стимула.   Последовательность применения методик – от свободного ассоциативного эксперимента к направленному и семантическому дифференциалу.

   Для выявления степени сходства результатов, полученных при реализации дискурсивного и экспериментального подходов с их внутренней сегментацией  «по дискурсам» и по типам респондентов применялся сопоставительный метод. На завершающем этапе исследования сделаны обобщения, имеющие вид моделей пожилого человека, каким его представляют различные субъекты современного российского коммуникативного пространства.

Итоги проекта

Объектом исследования в рамках проекта является пожилой человек как социально-коммуникативный тип. Избранный в проекте подход определяется как комплексный. Комплексность реализуется как сопряжение методов и методик анализа дискурсов (разговоров, текстов) и языкового сознания. Предмет исследования задан как взгляд «снаружи» и «изнутри», в параметрах внешней и внутренней репрезентации объекта. Взгляд «снаружи» означает отношение к исследуемой возрастной группе социума в лице его институтов и социальных групп, взгляд «изнутри» отражает самоидентификацию пожилых.  Разграничение внешней и внутренней репрезентации связано с включением в исследование, наряду с дискурс-анализом, психолингвистических методов. В результате полученный материал обнаруживает разные уровни речевой рефлексии над объектом: в дискурсах она  более или менее осознается, а в экспериментах не отрефлексирована. Описание тематических фрагментов языкового сознания социальной группы пожилых и других возрастных групп задумано и реализовано как масштабная верификационная процедура, призванная дополнить и уточнить данные дискурс-анализа.

Понятия «пожилой человек», «пожилой / старческий возраст» в Проекте не определяются в числовом измерении. При отборе информантов авторы опирались на психологическую дифференциацию жизненного периода по количеству прожитых лет. В соответствии с ней использовались термины «младшие пожилые» (от 60 до 74) и «старшие пожилые, старческий возраст» (от 75 до 90 лет). В институциональных источниках критерием  отбора материала являлось как минимум однократное употребление в тексте слов «пожилой», «старый», «пенсия» и однокоренных с ними, а также знака «55+» как маркера переходного периода к пожилому возрасту.

Эмпирическую базу исследования составили тексты и фрагменты текстов институциональных дискурсов разных типов –1650; диктофонные записи устной спонтанной речи – более 40 часов; реакции на стимулы в трех видах психолингвистических экспериментов – около 25000.

Речевой материал, полученный от пожилых (спонтанные разговорные диалоги, интервью, комментарии в социальных сетях, данные психолингвистических экспериментов), обнаруживает инвариантную аксиологическую составляющую ‘здоровье –  важнейшая ценность’ и широкий спектр вариативных характеристик объекта, обусловленных возрастом (младшие пожилые, старшие пожилые), социальными и личностными характеристиками информантов, их физическим состоянием. Персональные коммуникации не объединяются в «дискурс пожилых» с четко очерченными общими признаками, однако выявляются коммуникативные предпочтения и особенности самопрезентации пожилых. Ранжирование контекстов при описании персональных дискурсов по частотности («очень часто», «часто», «редко»), анализ ядерно-периферийного устройства ассоциативных полей, учёт частотности реакций во всех экспериментах, широкое применение качественно-количественных методов  позволили сформулировать обоснованные суждения, касающиеся отдельных параметров дискурсов с участием пожилых. Основными собеседниками старших пожилых являются члены семьи, родственники, нетривиальными собеседниками – персоны «из телевизора»; пожилые активно пользуются сотовыми и стационарными телефонами; младщие, реже старшие пожилые стремятся к компьютерной грамотности; младшие пожилые стремятся помочь детям и внукам;  для младших пожилых актуален имущественный статус (они переживают нехватку денег и говорят об этом); старших пожилых интересует политика; для всех пожилых актуальны этические, фелицитарные и гедонистические ценности, для младших пожилых – новые возможности.

В ходе самоидентификации пожилой возраст четко не определяется (не знаю, как сказать, за столько-то), выделяются оптимистический и пессимистический сценарии старения. К признакам старения информанты относят изменения в физическом и интеллектуальном состоянии, утрату способности двигаться и работать. Значимыми языковыми средствами, выражающими эти смыслы, являются глаголы с семантикой деятельности, движения, статического состояния, памяти. В дискурсе пожилых высокочастотны слова и конструкции, выражающие временные сопоставления (сейчас – раньше, еще – уже и другие). Знаки градуирования и оппозиты отражают переживание переходного либо нового (в сравнении с прожитым) этапа жизни. Языковое сознание, реконструированное по экспериментальным данным, коррелирует с дискурсивными данными (отражает наличие инварианта, устойчивых смыслов и др.). Такова модель пожилого человека «изнутри».

Другие модели обобщают результаты исследования институциональных дискурсов, релевантных для объекта исследования (взгляд снаружи, варианты внешней репрезентации), а также результаты экспериментов с информантами школьного возраста и студентами (взгляд снаружи, внутренняя репрезентация). Построены модели, реконструирующие образ пожилого человека   в рекламе и близких к ней текстах,  в телесериалах, в социально-политическом  дискурсе, в средствах массовой информации (федеральных, региональных, местных),   в социальных проектах,   в языковом сознании школьников и студентов.

В перечисленных типах дискурсов и в восприятии молодых реципиентов пожилой человек предстает в разных качествах и ипостасях: как персонифицированное воплощение геронтологических стереотипов (телесериалы, реклама, частично языковое сознание студентов); как получатель пенсии и объект обучения азам компьютерной грамотности (сайт Пенсионного фонда РФ), как объект патерналистской политики (портал партии «Единая Россия», частично СМИ), как партнер по коммуникации, активный и ответственный член общества (портал общественной организации «Союз пенсионеров России»), как энергичная, творческая, развивающаяся личность (социальные проекты, реализованные преимущественно в виртуальной среде), как жертва либо каузатор негативных обстоятельств, в том числе правонарушений (СМИ). В языковом сознании школьников пожилой человек предстает как размытая фигура; по отношению к пожилому возрасту  этот тип реципиента  испытывает неинтенсивно-положительные эмоции. 

Очевидно, что представленные модели пересекаются, но не совпадают,  поскольку отражают разнонаправленные   связи  пожилого человека в окружающем его дискурсивном пространстве.  Отношение социума к людям пожилого возраста соответствует их самоидентификации частично.

К традиционным социальным стереотипам, транслируемым в дискурсах, относятся следующие: бедный пенсионер; одинокая старость; старость в окружении заботливых родственников; пожилые мужчины легче, чем женщины, переживают старение и готовы к новым отношениям (гендерный геронтологический стереотип); основное занятие пожилых – уход за домом и дачей и другие. Стереотипы противоречат друг другу, что отражает нормальное для этого феномена положение дел.

Социокультурные изменения последних десятилетий формируют новые устойчивые представления о том, «как нужно стареть». Новые стереотипы, связывающие образ пожилого человека  с активным отдыхом, увлечениями, способностью к обучению, транслирует бизнес в жанрах рекламы, в том числе скрытой, а также социальные проекты (SNOVA 20, «Возраст счастья»).

Отдельным результатом реализации Проекта стало введение в научный оборот данных о вовлеченности лиц пожилого возраста в новые дискурсивные практики (социальные сети, социальные проекты и т.д.), в ситуацию виртуального общения и получения информации в Интернете (последнее получено в результате ассоциативного эксперимента со стимулами «планшет», «интернет» и др.).

В рамках проекта  (2018 - 2020 г.г.) были написаны итоговая монография «Пожилой человек в современных русскоязычных дискурсах: комплексное лингвистическое исследование» / Л. О. Бутакова,  Е. Н. Гуц,   Н. В. Орлова, М.А. Харламова, Е.С. Шифрова, В. Г. Щербинина; под ред. Л. О. Бутаковой и Н. В. Орло-вой. – Омск : ООО «АМФОРА», 2020; статьи, разделы коллективных монографий:

  1. Бутакова Л.О. Методологические проблемы комплексных исследований  социально-коммуникативныххарактеристик определенной возрастной группы // Этнопсихолингвистика, 2018, № 1. С. 229-247. М.: ИНИОН РАН. Режим доступа:  http://epl-inion.org/index.phpБутакова Л.О. Человек пожилого возраста как объект комплексного психолингвистического исследования / Жизнь языка в культуре и социуме-7». Материалы международной научной конференции  1–2 июня 2018 г. Москва, ИЯ РАН, РУДН, 2018; в Бутакова Л.О.  Общие вопросы психолингвистического моделирования субъективной семантики лексем тематического поля «возраст» /Межкультурная ↔ интракультурная коммуникация: теория и практика обучения и перевода: материалы VII Международной научно-практической конференции (г. Уфа, 6 – 7 декабря 2018 г.)/отв. ред. Н.П. Пешкова. – Уфа: РИЦ БашГУ,2018. – 376 с. С. 55 -62. Режим доступа: http://www.bashedu.ru/sites/default/files/sbornik_mezhkult_intrakult_2018.pdf;       
  2. Бутакова Л.О.   «Общение государства с людьми пожилого возраста (на материале сайтов Пенсионного Фонда РФ, общественной организации «Союз пенсионеров России», регионального социального центра») // Вестник ТГПУ Tomsk (StatePedagogicalUniversityBulletin). 2020. Вып. 4 (210). С. 163-173.  DOI: 10.23951/1609-624X-2020-4-163-173. 
  3. Бутакова Л.О.   Возрастное измерение языкового сознания: методология комплексного исследования. // «Теория речевой деятельности: вызовы современности». Материалы XIX Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации (г. Москва, 6-8 июня 2019 г.)  М.:  изд-во «Канцлер», 2019, - 300 с. С. 34-35;
  4. Бутакова Л.О. Восприятие старости людьми пожилого возраста (по данным психолингвистического эксперимента).   - Омские научные чтения – 2019 [Электронный ресурс].  Материалы III Всероссийской научной конференции  (Омск, 02-06  / [редкол.: Прудников П.В. и др.]. – Электрон. текс. Дан. – Омск: Изд-во Омского ун-та, -1 электр. Опт. диск  CD-ROM). 12 см. ISBN 978-5-7779-2435-3.   
  5. Бутакова Л.О.  «Когда я буду бабушкой - Годов через десяточек …»: сочинения школьников о пожилом возрасте и старости // Русский язык в школе. – 2020. – Т. 81. – № 6. – С. 32–41. DOI: 10.30515/0131-6141-2020-81-6-32-41.  
  6. Бутакова Л.О.  «Стереотип vs творчество: когнитивные аспекты текстовой деятельности школьников (на материале сочинений о старости)» // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности /; главный редактор Т.А. Гридина. – Екатеринбург: [б. и.], 2020. – №. 18: Материалы Международной научной конференции «Лингвистика креатива: тенденции и перспективы развития нового научного направления». Екатеринбург, Россия, УрГПУ, 23-25 апреля 2020.  – 182 с.   ISSN 2411-5827 С. 75-84.
  7. Бутакова Л.О.  Возрастная лексика как объект рецепции  (на примере стимулов пенсионер, пенсионерка, пенсия). -  Новейшая филология: итоги и перспективы исследований [Электронный ресурс] сборник статей / [отв. ред. О. В. Золтнер]. – Электрон. текст. дан. – Омск : Изд-во Ом.   гос. ун-та, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM);   с .143-150; 
  8. Бутакова Л.О.  Возрастная специфика русской языковой личности: региональный аспект. // Универсальное и специфичное в вербальных традициях современной России. Тезисы Всероссийской научной конференции с международным участием. (Новосибирск, 14-15 октября 2020 г.).  С. 115-117. Новосибирск. Академиздат, 2020.   134 с. ISBN 978 – 5- 6045338 -2 -6 С. 115-117. 
  9. Бутакова Л.О.  Когнитивно-дискурсивный портрет пожилого человека: взгляд «изнутри» и «снаружи» // Этнопсихолингвистика. Вып. 3. 2020. ИНИОН РАН. DOI: 10.31249 /epl/2020.03.10  
  10. Бутакова Л.О.  Когнитивные  стратегии интерпретации возраста носителями русского языка // Когнитивные исследования языка , Гл. ред Н.Н. Болдырев М: ИЯ РАН: Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2020, 1046 с. Вып. 2 (41) Когнитивно-дискурсивная парадигма в лингвистике и смежных науках: Современные проблемы и методология исследования. Материалы X Международного конгресса по когнитивной лингвистике. 17-20 сентября  2020 г. Отв. ред. Вып. А.П. Чудинов. – Екатеринбург, Уральский госупед ун-т, 2020. С. 912-918.  ISBN 978 - 5-7186-1668-2.   С. 912 – 918.
  11. Бутакова Л.О. От Старика Хоттабыча до Хэмингуэя: возможности психолингвистического портретирования «возрастной» лексики // Уральский филологический вестник. Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2018. № 2. С. 79-87;
  12. Бутакова Л.О.Показатели возрастных особенностей субъективной семантики (по результатам психолингвистических экспериментов с реципиентами пожилого возраста). – «Межкультурная ↔ интракультурная коммуникация: теория и практика обучения и перевода»: материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию Башкирского государственного университета (г. Уфа, 2 – 3 декабря 2019 г.) / отв. ред. Н.П. Пешкова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2019. – 324 с. ISBN 978-5-7477-5004-3. Режим доступа: http://www.bashedu.ru/sites/default/files/sbornik_bashgu_2019_.pdf
  13. Бутакова Л.О. Рефлексия над возрастом как объект психолингвистического исследования. - PsycholinguisticsinaModernWorld–2019. Proceedings of  the 14th International    Scientific    and    Practical Internet Conference (Pereiaslav-Khmelnytskyi, October  24th–25th, 2019). InL.O.Kalmykova,  N.V.Kharchenko&I.V.Mysan(Eds.). Pereiaslav-Khmelnytskyi: Pereiaslav-KhmelnytskyiHryhoriiSkovoroda    State    Pedagogical    University, 2019, с. 264-272.
  14. Бутакова Л.О. Сайт Пенсионного фонда РФ в аспекте виртуального общения государства с людьми пожилого возраста.  - Государство – общество – личность: способы речевого взаимодействия: монография / Л.О. Бутакова и др., под ред. Л.О. Бутаковой и Н.В. Орловой.  – Омск :ОмПГУ, 200 с.  2019. С. 35 -63.
  15. Бутакова Л.О.  Федеральный проект «Старшее поколение»: институциональный дискурс с партийным лицом // Вестник Омского государственного педагогического Университета. Гуманитарные исследования,2020,  № 2 (27), с. 72 -77. DOI: 10.36809/2309-9380-2020-27-72-76.  http://www.omgpu.ru/nauchnyj-zhurnal);10.36809/2309-9380-2020-27-72-76
  16. Бутакова Л.О. «Комплексность психолингвистических исследований: целесообразность vs мода?» // Бутакова Л.О., Гуц Е.Н. Комплексность психолингвистических исследований: Целесообразность vs мода? // Методология современного языкознания – 3: Порождение и понимание речи. Значение и смысл. Виртуальная коммуникация. – М.: Р.Валент, 2021. – С. 31-48. и соответствующем пленарном докладе на конференции «XVII Международные Березинские чтения. «Языковое бытие человека и этноса», 23-24 декабря 2020 (Москва, МГЛУ, ИНИОН РАН);
  17. Бутакова Л.О. «Пожилой человек: идентификация и самоидентификация» // «Омские научные чтения. Материалы Всероссийской научной конференции ОмГУ им. Ф.М. Достоевского: декабрь 2020 (сдано в печать);
  18. Бутакова Л.О. Комплексная психолингвистическая  реконструкция семантики «возрастной»  лексики. – «Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности»: Труды Уральского психолингвистического общества / Урал. гос. пед. ун-т, Урал. психолингвист. об-во, Каф. общ. языкознания и рус.яз. ; глав. ред. Т. А. Гридина. – Екатеринбург : [б.и.], 2019. Вып.17.– 230 с. С. 32 - 47.
  19. Бутакова Л.О. Старый – молодой –дед: динамика субъективной семантики слова // Филологический класс. 2018. № 2 (52). С. 95-102:
  20. Бутакова Л.О., Викулова   А.И.  Региональный медиадискурс о людях пожилого возраста: закономерности организации и способы воздействия на читателя // Учимся понимать Россию: политическая и массмедийная коммуникация: материалы Международной научной конференции. Екатеринбург: Урал. госпедун-т, 2018. С. 36-41Orlova N.V. Word search and its results in oral speech of elderly people // Journal of Literature and Art Studies. Volume 8, Number 6, June 2018 (Serial Number 79), pp. 951-957. CNKI (China Knowledge Resource Integrated Database)
  21. Бутакова Л.О., Викулова А.И.   Концептуализация пожилого человека в районном медиа-дискурсе. - Сб. научных трудов IX Международной научной конференции «Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира» (1 июня - 1 июля 2019). / отв. ред. Т.В. Симашко. – Москва; Северодвинск: «БИБИКОМ», 2019 http://problem-concept.ru;
  22. Бутакова Л.О., Викулова А.И. Тексты о пожилом человеке в региональном медийном пространстве. - Вестн. ТПГУ. - 2019. - № 5. С. 7 -15;   
  23. Бутакова Л.О., Гуц Е.Н. Когнитивное, дискурсивное, психологическое: комплексность исследований как лингвистическая необходимость // Перспективные направления современной лингвистики : сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции. Москва, РУДН, 15–16 октября 2020 г. / под ред.  В. В. Воробьева, Д. С. Скнарева, М.Л. Новиковой. – Москва : РУДН, 2020. – 410 с.: ил. ISBN 978-5-209-10314-1
  24. Бутакова Л.О., Гуц Е.Н., Орлова Н.В., Харламова М.А. Самоидентификация людей в возрасте поздней взрослости: комплексное лингвистическое исследование // Сибирский филологический журнал (в печати);   
  25. ГуцЕ.Н., ХудяковаН.О. Направленный ассоциативный эксперимент как инструмент изучения ценностных составляющих языковой картины мира пожилого человека  // Этнопсихолингвистика. 2018. № 1. С. 112-125.
  26. Гуц Е.Н., Прохоренко Ю.Ю. Тексты социального проекта «Возраст счастья»: прагматический аспект. - Новейшая филология: итоги и перспективы исследований [Электронный ресурс] сборник статей / [отв. ред. О. В. Золтнер]. – Электрон. текст. дан. – Омск : Изд-во Ом.        гос. ун-та, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM);  с . 302 -306;  
  27. Гуц Е.Н., Худякова Н.О.  Репрезентация образа сознания «пожилой человек» в условиях свободного ассоциативного эксперимента . - сб. «Теория речевой деятельности: вызовы современности». Материалы XIX Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации (г. Москва, 6-8 июня 2019 г.)  М.:  изд-во «Канцлер», 2019, - 300 с. С. 135-136;
  28. Гуц Е.Н., Худякова Н.О. Обусловленность выбора методик психолингвистического эксперимента возрастными особенностями реципиентов. - Этнопсихолингвистика. 2019, №2, с.  177- 190. DOI: 10.31249/epl/2019.02.00;  
  29. ГуцЕ.Н., Н.О. Худякова «Социальные стереотипы старости в языковом сознании молодежи (на материале психолингвистических экспериментов)» // Этнопсихолингвистика. Вып. 3. 2020. ИНИОН РАН. DOI: 10.3 12491ep112020.03.1 I
  30. Орлова Н.В.  Существует ли дискурс пожилых людей? - Новейшая филология: итоги и перспективы исследований [Электронный ресурс] сборник статей / [отв. ред. О. В. Золтнер]. – Электрон. текст. дан. – Омск : Изд-во Ом.     гос. ун-та, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM);   с. 106 -110;  
  31. Орлова Н.В. Возрастное измерение дискурса // Язык и общество: Материалы Международной научной конференции, посвященной 95-летию профессора А.Е. Карлинского. – Алматы: КазУМОиМЯ им. Абылай хана, 2018. С. 32-40.
  32. Орлова Н.В., Гуц Е.Н. Социальные стереотипы старости в современных комедийных сериалах (раздел коллективной монографии) Государство – общество – личность: способы речевого взаимодействия: монография / Л.О. Бутакова и др., под ред. Л.О. Бутаковой и Н.В. Орловой.  – Омск :ОмПГУ, 200 с.  2019. С. 98 -121.
  33. Орлова Н.В., Шифрова Е.С. Актуальные значения местоимений в устной спонтанной речи пожилых людей //Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. № 1 (22). С. 63-67.
  34. Орлова Н.В., Шифрова Е.С. Конкуренция «нового» и «старого» слова в языковом сознании представителей разных поколений // Перспективные направления современной лингвистики : сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции. Москва, РУДН, 15–16 октября 2020 г. / под ред. В. В. Воробьева, Д. С. Скнарева, М.Л. Новиковой. – Москва : РУДН, 2020. – 410 с. : ил. С. 307-313.
  35. Раздел коллективной монографии, написанный Бутаковой  Л.О., Гуц Е.Н. «Возраст счастья» как тип коммуникации в социальной сети людей пожилого возраста и о них: комплексный лингвистический анализ» // «Социальные сети: комплексный лингвистический анализ», Кемерово, КемГУ ( в печати);
  36. Раздел коллективной монографии, написанный Орловой Н.В.  «Социально-речевой портрет подписчика коммерческого паблика: возрастная детерминанта» //   «Социальные сети: комплексный лингвистический анализ». Кемерово, КемГУ (в печати);
  37. Харламова М.А.  Языковая личность пожилого человека сквозь призму интерференции (на примере речи носителя сибирского чешского говора) // Вестник Томского государственного университета. 2020. №455. – С. 41–45.  DOI: 10.17223/15617793/455/6.
  38. Харламова М.А. Константа ВОЗРАСТ в языковом сознании сельских жителей старшего поколения и ее репрезентация в электронном региональном словаре. -  Языковые категории и единицы: синтагматический аспект. Материалы XIII Международной научной конференции (Владимир, 24 – 26 сентября 2019 года), посвященной 90-летию проф.А. Б. Копелиовича и 100-летию педагогического образования во Владимирской области. Владимир: Транзит-ИКС, 2019. 494 с. ISBN 978-5-8311-1244-3. С. 437-442;
  39. Харламова М.А., Низовая Д.П.  Способы объективации представлений о старости (на материале народной речи Среднего Прииртышья). - Молодёжь третьего тысячелетия [Электронный ресурс] : сборник научных статей / [отв. ред. Т. Ф. Ящук]. – Электрон. текст. дан. – Омск : Изд-во Ом. гос. унта, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см., С. 1073-1078;
  40. Шифрова Е.С. Средства самоидентификации пожилых в дискурсе. -  Новейшая филология: итоги и перспективы исследований [Электронный ресурс] сборник статей / [отв. ред. О. В. Золтнер]. – Электрон. текст. дан. – Омск : Изд-во Ом.     гос. ун-та, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM);   с .130-134.