Главная > Учебная работа > Учебные работы и проекты студентов > 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД > Дискурс спортивных СМИ > Анастасия Сова, эссе "Что мешает женскому футболу в России сравниться в популярности с мужским"
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Анастасия Сова, эссе "Что мешает женскому футболу в России сравниться в популярности с мужским"

Что мешает женскому футболу в России сравниться в популярности с мужским

Грядет Чемпионат мира 2019 по женскому футболу: он состоится во Франции в июне 2019 года. И в честь этого события ЮНЕСКО, Национальный союз профессиональных футболистов Франции и Французский институт международных и стратегических отношений решили заняться продвижением женского футбола на мировой арене.

Казалось бы, в мире с известностью женского футбола уже всё хорошо. Немки, француженки, шведки и другие сборные Европы, а также американки постоянно принимают участие в различных турнирах. У каждой команды есть свой фан-клуб. Причем немаленький. Например, женская сборная Германии любима немцами чуть ли не сильнее, чем мужская. Шутка ли: за всю историю команда восемь раз побеждала на Чемпионатах Европы, дважды на Чемпионатах мира, единожды на Олимпийских играх. И это без учета бронзовых и серебряных медалей. В общем, немцы знают и любят обе национальные сборные одинаково.

Однако союз футболистов Франции, ЮНЕСКО и институт международных отношений считают, что текущего уровня известности недостаточно. Знали бы в этих организациях, как ситуация обстоит на постсоветском пространстве!

В России женский футбол – диковинка, хотя он начал развиваться аж в 1989 году. Несмотря на тридцатилетнюю историю, многие люди вообще не знают, что в России есть женская сборная. А если и знают, то относятся к ней несерьезно. Немудрено: успехов у команды нет, выше ¼ в Чемпионате мира и Чемпионате Европы она не поднималась: последний раз это случилось в 2003 году.

Я подозревала, что женская сборная не слишком популярна в стране. Но я не представляла масштаб трагедии. В 2016 году меня занесло на квалификационный матч Чемпионата Европы-2017 в Москве. Тогда наша сборная сошлась с немецкой командой. На тот момент немки были сильнейшей сборной мира. Естественно, россиянки не имели ни шанса: матч закончился со счетом 4:0 в пользу Германии.

Сидя на трибунах, я поражалась плачевной «известности» женского футбола в России. Стадион был практически пуст – и это при том, что вход был бесплатным. Всех болельщиков согнали на одну трибуну, чтобы в кадре на трансляции было больше людей. Рядом со мной сидела группка подростков, видимо пригнанных из ближайшей спортивной школы. Среди воплей «Россия! Россия!» я часто слышала: «А в какой форме наши играют?», «А с какой стороны россиянки?», «Ой, а кому это забили?». Люди пришли на матч, даже не зная, за кого они болеют!

А ведь речь идет о национальной сборной, лучших спортсменках страны, которые должны защищать честь флага на международных соревнованиях. Что же говорить о других футболистках? Сегодня существует почти 90 профессиональных и полупрофессиональных женских команд. Но спросите любого болельщика, и он не вспомнит ни одного названия.

К сожалению, такая низкая популярность женского футбола в России – не случайность. И она возникает вовсе не из-за плохих результатов национальной сборной. Проблема в скептицизме основной целевой аудитории футбола, то есть мужчин. Российские мужчины не считают, что женщины умеют играть в футбол. Поэтому не интересуются соревнованиями, в которых участвуют женские команды. Следовательно, рекламодателям невыгодно спонсировать команды, а телеканалам – показывать матчи. И, поскольку у футболисток нет средств на нормального тренера и хорошую материально-техническую базу, достичь результатов у них просто не выходит. Так что провалы женской сборной России – это, скорее, следствие предвзятого отношения болельщиков. А вовсе не его причина. Сборная не опозорилась на всю страну, она Родине вообще неизвестна.

Засилье стереотипов и предвзятое отношениек женскому футболу – проблема, которая не позволяет отрасли развиваться. По этой же причине в России катастрофически не хватает хороших футболисток: редкая мать захочет, чтобы ее дочь вместо балета или художественной школы пошла играть в футбол. «Не женское» ведь дело. И, к сожалению, в ближайшие несколько лет эти проблемы не исправить. Необходимо постепенно заниматься популяризацией этого вида спорта, но никто не хочет за это браться, потому что невыгодно, тяжело и долго.

На фоне такого отношения к национальной сборной в России фантастикой выглядят фан-клубы команд из Европы и Америки. Хочется надеяться, что и наши футболистки когда-нибудь заслужат такое же отношение соотечественников. Но пока это, к сожалению, практически невозможно.