Главная > Новости > 2016 > Французского слова кузнец

Французского слова кузнец  (12.12.16)

12 декабря исполняется 195 лет со дня рождения величайшего французского писателя Гюстава Флобера.

В литературе Флобер оставил значительный след, подарив миру абсолютно новое видение жизни, новую философию, новый эстетизм. Тысячи исследователей его творчества до сих пор открывают ранее неизвестные грани и мотивы его произведений. Однако многое еще остается скрытым, поскольку талант Флобера поистине многогранен.

Ашиль и Гюстав Флоберы. Рисунок Д. Делануа, 1836 года

Густав Флобер – знаменитый французский романист, основатель реалистической школы во Франции, родился в 1821 году в Руане. Его отец был известным врачом, заведовавшим хирургическим отделением в руанском госпитале.

Анна Жюстина Каролина Флобер

Мать была родом из старинной нормандской семьи. От нее Флобер унаследовал свою внешность плотного, коренастого нормандца с крупными чертами лица.

В 1840 году Флобер отправился в Париж изучать право, не чувствуя особого призвания к юридическим наукам. Он жил в Париже довольно уединенно, избегая общества товарищей и посещая лишь нескольких художников, в том числе скульптора Прадье. Именно у него Флобер познакомился с Виктором Гюго и писательницей Луизой Коле. Высокий рост, бархатный голос и золотистая борода Флобера покорили сердце Луизы. Их знакомство произошло в 1846 году. Флоберу было 25 лет, Луизе – на 13 лет больше. Но Флобер не чувствовал разницы в возрасте. Он видел перед собой только красоту голубоглазой женщины, а она почувствовала в нем будущего гения.

Луиза Коле. Художник Ф.К. Винтерхальтер, 1852

Роман Флобера и Луизы продлился 8 лет и протекал достаточно бурно: с разрывами, примирениями и объяснениями. Из Круассе он писал ей в Париж: «Да убьет меня молния, если я когда-нибудь забуду тебя… Я предан тебе на всю жизнь — тебе, твоей дочери, всем, кому прикажешь…»

Но любовь к женщине стало постепенно ослабевать, а страсть к литературе крепнуть.

Луиза Коле хотела, чтобы Флобер помогал ей в ее сентиментальных писаниях. С 1852 года Флобер, занятый днем и ночью своим романом «Госпожа Бовари», тем не менее просматривает и редактирует рукописи Луизы, которые она присылает ему в Круассе. В отличие от Флобера она много пишет, абсолютно не заботясь о совершенстве стиля, и жаждет печататься. Флобера, естественно, это раздражает, и в одном из писем он ворчит: «Как вы все там, в Париже, стремитесь стать известными, спешите, приглашаете жильцов, когда еще не готова крыша для жилья! Где люди, которые следуют совету Горация — держать свое произведение 9 лет под спудом, прежде чем решиться показать его?»

Это последнее дошедшее до нас письмо Флобера к Луизе Коле. Оно датировано 1854 годом.

Теофиль Готье. 1850-е годы

Гюстав Флобер хотел одного, чтобы сердце оставалось преданным только литературе. Когда однажды Теофиль Готье спросил его, почему он не женился на Луизе Коле, Флобер ответил: «Она могла бы войти в мой кабинет». В святое святых! А это для Флобера было невозможно.

Занятия в Париже были прерваны в 1845 году, когда умер отец Флобера, а вскоре после того и его любимая сестра Каролина. Мать его очень страдала от одиночества, и ради нее Флобер легко решился оставить Париж, который он не любил, и занятия правом, мало его интересовавшие. Он поселился с матерью в Круассе, близ Руана, в своем маленьком живописном поместье, и прожил там до самой смерти, ведя одинокий образ жизни, работая без устали. За всю жизнь он совершил только два продолжительных путешествия: одно по Бретани в 1846 году, другое на Восток в 1849 году, оба раза в сопровождении своего друга Максима Дюкана. Иногда он приезжал в Париж.

С 1846 года Флобер предался исключительно литературе, много читал, задумывал свои будущие произведения, делал подготовительные работы, писал о своих планах и мыслях друзьям. В 1849 году он объездил Египет, Сирию, Палестину, Грецию. Особенно сильное впечатление, как это видно по его собственным описаниям, произвели на него пирамиды и сфинкс.

В Круассе он проводил целые дни в работе, в Париже видался с друзьями: Жорж Санд, Жюлем Сандо, Теофилем Готье, Гонкурами, Альфонсом Доде, Эмилем Золя, бывал на знаменитых «обедах Майни», где встречался с Тэном, Ренаном, Тургеневым, увлекался беседами о литературе, искусстве и больше всего любил громить буржуазное общество.

Свадьба Эммы и Шарля. Иллюстрация к роману "Госпожа Бовари", 1905 год

Первый его роман, «Мадам Бовари» был впервые опубликован в журнале «Ревю де Пари» в 1856 г. Однако, невзирая на серьезные поправки и сокращения, автора и редакторов журнала привлекли к суду за оскорбление общественной нравственности. После сенсационного судебного разбирательства – одной из самых знаменитых литературных баталий на юридическом поле – Флобер был оправдан, и в 1857 г. роман вышел отдельной книгой.

В 1862 году появился исторический роман Флобера «Саламбо», в 1869 году – роман нравов «Воспитание чувств», в 1874 году – «Искушение Святого Антония», в 1877 – «Три повести». Затем Флобер стал усиленно работать над давно задуманным произведением, романом «Бувар и Пекуше», но не успел закончить его. Из предполагаемых двух томов Флобер написал только один, и тот не имеет завершенности других его произведений.

Одним из величайших творений Флобера, продолжающим вызывать пристальный интерес, стали его Письма, опубликованные в 1887–1893 гг. В непринужденном общении с друзьями он изливает на бумагу свои мысли, не заботясь о стиле и тем предоставляя уникальную возможность увидеть художника, анализирующего свой труд в процессе ежедневного созидания и формулирующего свои идеи о природе литературы. Наряду с ярким автопортретом самого Флобера переписка содержит проницательные наблюдения о людях и нравах эпохи Второй Империи.

Выполняя свой гражданский долг, во время франко-прусской войны 1870-1871 годов Флобер служил в армии в чине лейтенанта и был награжден орденом Почетного легиона. 1870 год был трудным. Парижские солдаты оккупировали дом Флобера во время войны, а в 1872 умерла его мать. После смерти матери у писателя наступили финансовые трудности, так как значительную часть своего состояния он уступил бедным родственникам.

Конец жизни Флобера был печальный: он страдал тяжелым нервным недугом, был мрачен и раздражителен, порвал отношения с лучшим своим другом Максимом Дюканом. Полного одиночества Флобер не испытал в старости, благодаря нежным заботам своей племянницы Комманвиль, а также дружбе с Жорж Санд. Большое утешение доставлял ему также Ги де Мопассан. Флобер заботился о развитии его молодого таланта и был для него строгим и внимательным учителем.

Болезнь и тяжелый литературный труд рано истощили силы Флобера. Он умер в 1880 году от апоплексического удара. Похоронен Гюстав Флобер на семейном участке на кладбище в Руане. В 1890 году ему поставлен в Руане памятник работы известного скульптора Шапю.

Дарья Диреева
Пресс-служба факультета филологии и медиакомменикаций

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.