Главная > Новости > 2016 > Олимпийские вершины покорены!

Олимпийские вершины покорены!  (11.04.16)

  

Сегодня вы - бойцы невидимого фронта,

бойцы за русский язык, за русское слово, за родную речь.

О.С. Иссерс

4 апреля в ОГОНБ имени А.С. Пушкина прошёл очный этап Филологической олимпиады школьников «Книги-юбиляры 2016 года в зеркале филологии».

Уже к началу регистрации холл и гардероб были полны гостей: вместе с участниками приехали не только наставники, но и родители, чтобы поддержать юные таланты. В очном этапе приняли участие школьники не только из Омска и Омской области, но и из Перми, Тюменской области, различных регионов Казахстана – всего 116 юных знатоков русского языка и литературы, обучающихся в 5-11 классах.

 

 

Торжественное открытие очного этапа Филологической олимпиады школьников, которая проводится факультетом филологии и медиакоммуникаций уже 7-й год, прошло в конференц-зале ОГОНБ им. А.С. Пушкина. Участников приветствовали и напутствовали добрыми пожеланиями  Ирина Александровна Агафонова, главный специалист Министерства образования Омской области, Татьяна Борисовна Смирнова, проректор ФГБОУ «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского»,  ОксанаСергеевна Иссерс, декан факультета филологии и медиакоммуникаций ФГБОУ «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского», которая в своей пламенной приветственной речи призвала всех бороться за родной язык, беречь его и всячески поддерживать акции, призванные воспитывать любовь к родному слову.

 

 

Александр Викторович Ремизов, директор ОГОНБ им. А.С. Пушкина, заслуженный деятель культуры Омской области,призвал ребят к вдумчивому, осознанному чтению: «Читать не просто… Просто читать умеют все, главное – это уметь понимать. Вот что называется настоящим чтением».

Организаторы Филологической олимпиады школьников и председатели жюри  – канд. филол. наук, доцент Ольга Владимировна Коротун и канд. пед. наук доцент Алина Викторовна Ляпина – рассказали о тех преимуществах, которые даёт победа в Филологической олимпиаде, отметили, что многие школьники уже не первый раз принимают в ней участие, и пояснили, какие конкурсные испытания предстоит пройти сегодня, представив членов жюри: канд. филол. наук, доц. О.Ю. Васильеву, канд. филол. наук, доц. И.Г. Дьячкову, канд. истор. наук, доц. Т.В. Бернгардт, канд. филол. наук, доц. Е.В. Беликову, преп. И.П. Подгорную.

Как только олимпиада была открыта, школьники, не теряя ни минуты, последовали за своими сопровождающими для выполнения конкурсных заданий.

В этом году учащимся 5-8 классов предлагалось пройти конкурсные испытания на 4 станциях: «Поэтической», «Лингвистической», «Литературной» и «Кинематографической», посвященной Году кино в России; старшеклассникам в то же время необходимо было пройти три конкурсных соревнования: риторический конкурс, письменную работу и конкурс «Информационный аналитик».Таким образом, в конкурсных испытаниях книги-юбиляры действительно предстали в многогранном филологическом преломлении: это и лингвистическая, и литературная сторона их анализа, и кинематографическая интерпретация литературных произведений, и анализ творчества писателей, и философское осмысление роли чтения и книг в жизни человека.

В письменной работе участники должны были ответить на блиц-вопросы, касающиеся содержания, истории создания и языковых особенностей произведений – юбиляров 2016 года. «Конкурсные задания были очень сложными. И не случайно победители олимпиады получают большие преимущества при поступлении в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, а это, между прочим, по сто баллов по литературе и русскому языку»,  – отметила председатель жюри письменного конкурса доцент кафедры русского языка, славянского и классического языкознания Ирина Геннадьевна Дьячкова.

 

 

Следует заметить, что не только задания, но и условия конкурсных испытаний были действительно олимпиадными: участникам необходимо было максимально сконцентрироваться, побороть волнение, чтобы за небольшое время выдать результат. Например, на риторическом конкурсе ребятам давалось на выступление всего 2 минуты, чтобы доказать или опровергнуть суждение, содержащееся в афоризме.

Конкурс «Информационный аналитик» еще на этапе подготовки вызывал много вопросов у участников, которые должны были заранее ознакомиться с правилами составления дайджеста и библиографического описания, так как информационно-аналитическая деятельность мало знакома школьникам. Тем не менее, уняв волнение и погрузившись с головой в выполнение заданий, участники успешно справились с этим испытанием, не в малой степени благодаря мудрым наставлениям председателя жюри, зав. кафедрой библиотечно-информационной деятельности Тамаре Викторовне Бернгардт.

 

 

Если на риторическом конкурсе у выступающих зачастую дрожали не только руки, но и голос, то у участников олимпиады на поэтической станции  все слова были отчеканенныи точны. Более того, многие чтецы воздействовали на аудиторию не только «силой голоса», но и жестикуляцией, что придавало особенный,артистический характерконкурсу. Председатель жюри Оксана Юрьевна Васильева, доцент кафедры русского языка, славянского и классического языкознания, подводя итоги, отметила, что многие участники не только эмоционально и выразительно прочитали стихотворения, но и продемонстрировали полное понимание текста, прониклись тем, что хотел сказать автор в своём произведении.

  

  

На станции «Лингвистическая» участники анализировали языковые особенности книг-юбиляров 2016 года, выполняя не только индивидуальные задания на скорость, но и объединяясь в команды. По каким признакам можно отличить речь барина от речи крестьянина? Что обозначают «блохиныверояции» и «мерблюзьимантоны»? Какая армия состояла из «двунадесяти языков» и что это за «языки»? Какие грамматические ошибки совершила девочка Света из рассказа А. Гайдара «Голубая чашка»? На эти и другие занимательные вопросы должны были найти ответ участники очного этапа. Как отметила председатель жюри этого конкурсного испытания Ольга Владимировна Коротун, доцент кафедры русского языка, славянского и классического языкознания,  ребята работали слаженно, проявили неподдельный интерес к заданиям, многие задачки были успешно решены, и завеса тайны над языком произведений – юбиляров 2016 года – была приоткрыта.

 

 

На станции «Кинематографическая» конкурсантам необходимо было найти в фильмах отступления от текстов писателей, а также вспомнить всеми нами любимых актеров и режиссеров. Удивительно, но ребята не только находили нестыковки с исходным текстом, но и цитировали текст так, как его создал автор. Председатель жюри станции «Кинематографическая» доцент кафедры русской и зарубежной литературы Екатерина Витальевна Беликова отметила блестящую подготовку участников к этому конкурсу.

 

 

На станции «Литературная» учащиеся письменно отвечали на вопросы, предполагающие знание содержания художественных текстов, и, объединившись в группы по 3 человека,  «реконструировали» содержание текста по предложенной иллюстрации. Участники  прекрасно справились с заданиями,  показав высокие результаты.

Предоставим слово участникам очного этапа Филологической олимпиады школьников:

«Честно говоря, в олимпиаде участвую в первый раз. Впечатления, конечно, захватывающие! Наверное, это естественно, так как ты впервые окунаешься в эту атмосферу и проникаешься этим конкурсом. Я считаю, что это действительно интересное мероприятие, оно оправдало мои ожидания полностью; очень жаль, что я не принимал участия раньше, но мне хотелось бы обязательно принять участие в Филологической олимпиаде в следующем году», – рассказывает Дмитрий Захаров, призер олимпиады среди 9-х классов. 

 

 

«Об олимпиаде я узнала еще в прошлом году; тогда я также прошла заочный этап, но не поехала наочный,  – поделилась с нами ЕлизаветаГладышева, призер олимпиады среди 11-х классов. – Честно сказать, я не ожидала от себя таких высоких результатов, так как видела, что конкуренты были достаточно серьезные».

Пока школьники выполняли задания, их наставникиприняли участие в научно-методическом семинаре «Книги-юбиляры 2016 года в современном образовательном процессе».

Оксана Сергеевна Иссерс, декан факультета филологии и медиакоммуникаций, рассказала  о проводимом российскими учеными-филологами исследовании  речевой культуры своих  современников и предложила педагогам принять участие в научном эксперименте.

Вера Васильевна Соломонова, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, выступила с сообщением на тему «Автор и герой в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Сергей Александрович Демченков, зав. кафедрой русской и зарубежной литературы,  в выступлении на тему «Недоросль» – комедия на все времена» обратил внимание на природную одарённость Митрофанушки, которая так и не получила развития.

Алина Викторовна Ляпина, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, завершая работу семинара выступлением на тему «Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в условиях подготовки к ЕГЭ», отметила те трудности, с которыми сталкиваются выпускники, отвечая на вопросы по роману Достоевского, и предложила на уроках литературы предварять изучение романа знакомством с  первым героем-идеологом из «Записок из подполья».

Педагоги поблагодарили преподавателей вуза за содержательные выступления.

В то время, пока подводились итоги, участники Филологической олимпиады стали зрителями концерта ансамбля «Поющие волшебники» (художественный руководитель – Ирина Викторовна Соловьёва). Концерт был действительно показан волшебниками, а точнее – волшебницами: девочки перевоплощались песня за песней то в сказочных принцесс, то в хулиганок. Ещё одним сюрпризом было то, что  одна из участниц ансамбля – Дарья Клименко – подарила аудитории две нежных мелодии на блок-флейте.

 

 

Но вот и закончилась работа Счётной комиссии. Казалось бы, зрители уже в разряженной и расслабленной обстановке, но вновь напряжение нарастает… Председатели жюри отдельных конкурсных испытаний («Поэтический конкурс», «Риторический конкурс», «Информационный аналитик»), а также основного конкурса объявили имена лучших из лучших. Как оказалось, среди победителей и призеров были как «новички», так и те, кто участвует в олимпиаде уже не первый год. Победители и призеры получили памятные дипломы и замечательные книги. С итогами Филологической олимпиады школьников можно ознакомиться на нашем сайте: http://philfak.ru/.

 

И напоследок – письмо учителя русского языка и литературы «Екатерининской СОШ» Тарского района Омской области Валентины Борисовны Белогубец, которое пришло в адрес оргкомитета по окончании очного этапа Филологической олимпиады школьников:

«Здравствуйте, Ольга Владимировна. Мои ученицы постоянно участвуют в Филологической олимпиаде, проводимой Вами и Алиной Викторовной. В этом году мы с Викторией Войтенковой рискнули принять участие в очном туре. Пишу Вам, чтобы поблагодарить вас за тщательно продуманное мероприятие. Приятно удивила забота о приезжающих участниках, доброжелательное отношение к нам: нас приветливо встретили в общежитии, позаботились о том, как нам добраться до библиотеки. Программа была насыщенной и интересной. Хочется пожелать Вам и Алине Викторовне креатива, творческих взлётов и побед в вашей деятельности. С уважением, В.Б. Белогубец».

Филологическая олимпиада школьников 2016 года завершена. До встречи в следующем году!

Видеорепортаж об очном этапе Филологической олимпиады вы можете посмотреть здесь:  http://philfak.ru/5662

Информация о Филологической олимпиаде 2016-2017 гг. появится на сайте факультета филологии и медиакоммуникацийи на сайте Филологической олимпиады http://filolimp55.ru в начале октября 2016 года.

Материал: Олеся Слуцкая, при участии О.В. Коротун, А.В. Ляпиной
Фото: Олеся Слуцкая

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.