ПРИЁМНАЯ КАМПАНИЯ – 2018

96 БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ
(бакалавриат и магистратура)

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ:

Филология;
Журналистика;
Реклама и связи с общественностью;
Библиотечно-информационная деятельность

Главная > Новости > 2015 > Как связаны мамонты, дети и мужская логика, или лекция профессора И.А. Стернина

Как связаны мамонты, дети и мужская логика, или лекция профессора И.А. Стернина  (30.09.15)

Иосиф Абрамович Стернин, профессор Воронежского государственного университета, прочел лекцию под названием «Язык и сознание человека» в рамках программы IV Международной научной конференции «Речевая коммуникация в современной России».

 

«Ключом» лекции стал тезис Иосифа Абрамовича о том, что язык и мышление – это не одно и то же, ведь для мышления язык не нужен. Именно этим «ключом» на занятии мы открывали когнитивно-лингвистические «замки».

 

Почему полиглоту легче выучить новый иностранный язык? Почему некоторые умнейшие люди плохо разгадывают кроссворды? Почему нельзя ребенка до пяти лет обучать нескольким языкам? Почему мужчины не могут прибивать полку и беседовать одновременно? Почему женщины так много общаются друг с другом по телефону? Оказывается, именно наука отвечает на все наши, казалось бы, бытовые вопросы.

 

Профессор И.А. Стернин для того, чтобы объяснить аудитории, что означает понятие «когнитивная база», провел даже опыт: «В одном немецком магазине продавалось поролоновое сердце с дыркой посередине, - лектор даже изобразил этот предмет на доске, - Что это такое? Я узнал только позже: это сердце следует надевать на носик чайника, чтобы не закапать стол!»  Но самое главное то, что позже добавил Иосиф Абрамович: «Вот сейчас я ввел этот предмет в вашу когнитивную базу. Вы знаете, что такое существует, даже если не можете дать этому название». Итак, когнитивная база – это совокупность всех наших знаний.

 

Профессор обратил внимание слушателей на то, что часто понятие есть, а слова нет, и именно это доказывает широту когнитивной базы относительно языка:«Когнитивная база – это то, что мы знаем. А язык – это то, что мы хотим обсудить».

 

Люди тоже входят в наше сознание. Интересным были комментарии лектора о стойкости первого впечатления: «Если вы знакомитесь с мамой жениха, не забывайте, что у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление».

 

По словам ученого, чем больше у человека когнитивная база, тем легче он получает новые знания. Именно поэтому каждый новый иностранный язык осваивается быстрее, когда мы сравниваем его с предыдущим, ищем отличия и сходства: «Вот почему так важно ходить в новые места, в частности музеи, читать не знакомые нам ранее книги, смотреть фильмы». Профессор Стернин рассказал, что по этой же причине детям необходимо носить разноцветную одежду, посещать кружки, интересоваться всем, что их окружает. Это поможет стать умным! 

 

Приведя в пример интеллектуально одаренного человека, плохо разгадывающего кроссворды, Иосиф Абрамович еще раз доказал свой ключевой тезис: «Язык нужен для того, чтобы передавать мысль другим. Но не для того, чтобы мыслить. А вот чтобы мыслить, нам нужны органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание».

Вспомнили немного и биологию: говорили о полушариях человеческого головного мозга. «Левое полушарие отвечает за логику и речевую функцию, а правое – за эмоции и образы, - осведомил лектор. - Посмотрите, как интересно: говорим мы одной частью мозга, а понимаем другой!» Иосиф Абрамович рассказал и об американских исследованиях, в которых открыли другую часть головного мозга, дублирующую  центр порождения речи.  

 

Особенно внимательно аудитория слушала о различиях мужского мозга и женского! «Дамы более коммуникативно развиты: у женщин оба полушария отвечают за речевые функции, а у мужчин только левое.  Вы вспомните, разве можно говорить с молодым человеком, когда он прибивает полку? Конечно же, нет! А женщина? Она может делать все и сразу». Профессор привел в доказательство и тот факт, что мужчинам в день хватает в среднем пятнадцать минут общения, а женщинам даже двух часов бывает недостаточно.

 

Оказывается, все дело в мамонтах! Наши гендерные различия Иосиф Абрамович объяснил историей первобытных людей: «Мужчины охотились, там нельзя разговаривать, ведь можно спугнуть зверя. Женщины же занимались собирательством, следили за детьми, общались друг с другом».

 

Профессор Стернин поставил не менее занимательный вопрос: почему, когда животное появляется на свет, оно уже умеет издавать звуки (кот мяукает, цыпленок пищит), а человек,  рождаясь, говорить не может. Иосиф Абрамович пояснил, что  человек по причине эволюции утратил способность, в отличие от животного мира, передавать коммуникативную систему по наследству. Но в то же время приобрёл речевую способность до пяти лет «вбирать» в себя тот язык, который слышит и видит в окружающей его среде. Поэтому ученый посоветовал не учить ребенка дошкольного возраста нескольким иностранным языкам одновременно: это может привести к тому, что он не будет знать, с кем на каком именно языке общаться.

 

«У детей удивительный словотворческий талант! - с увлечением рассказывал профессор Воронежского университета. - Они могут знать только десять существительных и, опираясь на них, придумывать новые, свои собственные. Например, в одной нашей исследовательской работе мы составляли детский словарь. И загадка оттуда: как вы думаете, что такое протьки?» Аудитории не пришлось долго думать, Иосиф Абрамович ответил: «Это соседи, которые живут напротив!» В конце лекции профессор еще раз подчеркнул, что задача родителей – развивать коммуникативные способности ребенка и помнить, что дети копируют речь взрослых.

 

ОмГУ провожал профессора Иосифа Абрамовича Стернина после первой лекции аплодисментами. Можно предположить, что на следующих занятиях аудитория также будет полна слушателями, заинтересованными в современных тенденциях лингвистической науки, в ярких примерах, в объяснениях лектора и в его увлеченности своим предметом. 

Фотоотчет с лекций профессора можно посмотреть здесь

Элиза Григорян
Пресс-служба факультета филологии и медиакоммуникаций

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.