Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2011 г. - XXXV Региональная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Информационные ресурсы: создание и использование > М.А. Жарая. Корпоративная каталогизация библиотек: проблемы
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Корпоративная каталогизация библиотек: проблемы


М.А. Жарая                                                                                       Научный руководитель

гр.ЯБС-741-З/У                                                                                  Е.А.Лукьянчикова

 

Внедрение информационных технологий в практику работы российских библиотек повлекло за собой изменение традиционных библиотечных процессов и принципов взаимодействия библиотек друг с другом. Происходит постепенная автоматизация,  что послужило началом функционирования электронных каталогов. С их распространением возникла идея обмена и пополнения собственных ресурсов за счет кооперации библиотек. Кооперирование  способствует потенциальному развитию сферы  библиотечно-информационных услуг, обеспечению широкого доступа пользователей к информационным ресурсам страны и мирового сообщества. Одним из путей реализации кооперирования является создание корпоративных библиотечно-информационных систем, среди которых важнейшими являются системы корпоративной (кооперативной) каталогизации.  

В целях изучения состояния развития и проблем в области корпоративной каталогизации в г. Омске  было проведено исследование. Базой исследования послужили библиотеки,  входящие в Омский библиотечный консорциум (ОмГУ, ОГОНБП, ОмГТУ, ОмГПУ, ОмГУПС, ОмА МВД РФ, ОмГМА, СибАДИ).

Для  обозначения проблем корпоративной каталогизации ОмКБК  использованы две методики: одна из них разработана Э.Р. Сукиасяном и заключается в том, что  функциональность ЭК можно оценить следующим образом: наличие «активного» электронного адреса библиотеки в Интернете; дружественность интерфейса; доступность ЭК; технические возможности АБИС библиотеки. О.Д. Опарина, предлагает рассматривать функциональность ЭК  в трёх аспектах: технологическом, семантическом, формальном.

В ходе исследования были выявлены проблемы: разрозненность представленных результатов в разных формах поиска; низкая скорость выполнения запросов; недостаточный объем сервисных возможностей; проблемными на сегодняшний день являются вопросы, связанные с нормативно-методическим и лингвистическим обеспечением  электронного каталога.

В целях эффективного функционирования ЭК ОмКБК необходимо: создание рабочей группы экспертов, участников ОмКБК; реализация концепции лингвистического обеспечения ЭК ОмКБК; повышение уровня профессиональной компетентности библиотекарей в сфере ЛО; решение технических проблем, связанных с обеспечением доступности ЭК библиотек для осуществления качественной и оперативной работы удаленного пользователя, что позволит решить обозначенные выше проблемы.