Главная > Кафедры > Русского языка, славянского и классического языкознания > Коллектив > Гуц Елена Николаевна

Гуц Елена Николаевна

Гуц Елена Николаевна, д.ф.н., профессор кафедры русского языка. 

1. Елена Николаевна Гуц работает в Омском государственном университете со дня его основания, с 1974 года, с 2006 года занимает должность профессора кафедры русского  языка. Становление, развитие кафедры русского языка связано с ее научной и педагогической деятельностью. За время работы ею подготовлено десятки специалистов-филологов. Под ее руководством более 40 человек выполнили и защитили дипломные работы, двое защитили кандидатские диссертации (обе утверждены). Многие ученики Е.Н. Гуц  трудятся в Омском государственном педагогическом университете, в российских и зарубежных вузах.

 

2. В 1995 году ею была защищена  кандидатская диссертация  на тему «Ненормативная лексика в речи с городского подростка». В 2005 году она защитила докторскую диссертацию на тему: «Репрезентации образов сознания подростка некодифицированными языковыми знаками: психолингвистический аспект». За последние годы были написаны и опубликованы монографии «Психолингвистическое исследование языкового сознания подростка». Омск, 2005; «Ассоциативный словарь подростка», Омск, 2004; «Идеографический словарь жаргонно-просторечной лексики: 1985-2010 гг», Омск, 2010; ряд научных статей в ведущих научных изданиях.

3. Как ученый Е.Н. Гуц пользуется известностью и авторитетом среди русистов и психолингвистов Института языкознания РАН, Уфимского, Томского, Тверского Красноярского, Курского, Екатеринбургского, Алтайского, Новосибирского государственных и педагогических университетов. Ее охотно приглашают оппонировать и рецензировать диссертации, методические пособия.  

За время работы на кафедре русского языка ОмГУ Е.Н. Гуц были разработаны и прочитаны авторские специальные курсы “Ненормативная лексика в речи современного городского подростка”, “Языковая ментальность этноса и социума” и обширные, профильные в системе высшего образования филологов курсы “Лексикология русского языка”, «Методика преподавания русского языка в школе», «Методика преподавания орфографии  в школе».

Она  активный участник международных, республиканских и региональных научных конференций по актуальным проблемам лингвистики: “Деривация и номинация в русском языке” (1988 г.), “Городская речь” (1995), “Язык. Человек. Картина мира” (2000 г.), “Славянские чтения” (с 1992 г.и по настоящее время). «Слово в системных отношениях на разных уровнях языка», Екатеринбург, 1993,  1999, 2006, «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспекте», Челябинск, 2001, «Гендер: язык, культура, коммуникация», Москва, 2000 2001, «Язык. Время. Личность. Омск, 2002;  «Языковое сознание»,  Москва, 2000, 2003, 2006.

Е.Н. Гуц  – автор оригинальных программ и учебных пособий для студентов ОмГУ (по лексикологии, методике преподавания русского языка).  

С 1988 по 1993 гг., 2006 г. является членом совета факультета, была председателем профсоюзного бюро филологического ОмГУ.

Е.Н. Гуц – известный в городе методист. Много лет она возглавляет педагогическую практику студентов филологического факультета в школах города, ведет активную профориентационную работу в педагогических коллективах школ, работает на Малом филфаке.

За большой творческий труд, достижения в обучении и воспитании филологов-русистов Е.Н. Гуц награждена почетными грамотами Администрации Омской области (1994 г.) и Министерства высшего профессионального образования Российской федерации (1999 г.), с 1989 г. имеет почетное звание “Ветеран труда”

 

4. Читаемые курсы: "Методика преподавания русского языка", "Современный русский язык. Лексикология".

 

5.  Основные публикации:

  1. Фонетические варианты слов в русском языке (тезисы) // Материалы XI студенческой конференции. Филология. Новосибирск, 1973. С. 6-7.
  2. К вопросу об активизации познавательной деятельности слушателей подготовительного отделения университета // НИИ ПВШ 11.04.88 № 525-88. 7 с.
  3. Диалектизмы  в  словарном запасе школьников (тезисы) // Русский вопрос: история и современность: Тез. докл. Всерос. конф. Ч. 2. Омск, 1994.  С. 162-164.
  4. Из опыта  идеографического  описания ненормативной  лексики школьников // Славянские чтения. Матер. обл.  научно-практ.  конф. Вып. 4. Омск, 1995. С. 79-84.
  5. К проблеме типичных речевых жанров языковой личности подростка (статья) // Жанры речи. Саратов, 1997.  С. 131-137.
  6. Ненормативная лексика в словарном запасе подростка (статья) // Городская разговорная речь и проблемы ее изучения. Омск, 1997. С. 72-80.
  7. Семантическое поле «говорить» в языковой картине мира подростка (к вопросу о «метаязыковой рефлексии») (тезисы) // Человек. Коммуникация. Текст. Вып. 2. Ч. 1. Барнаул, 1998. С. 92-94.
  8. Физические возможности и внешний облик человека в языковой картине мира подростка (статья) // Филологический ежегодник. Выпуск 1. Омск, 1998. С. 64-67.
  9. Языковая картина мира подростка: семантическое поле «бизнес» (статья) // Язык. Человек. Картина мира. Лингвоантропологические  и философские очерки (на материале русского языка). Часть I – Омск: Омский гос. ун-т, 2000. С. 89 – 93.
  10. Репрезентация концепта «ложь» в русском языке (на материале внелитературной лексики) (статья) // Мир человека и мир языка. Кемерово: КемГУ, 2003. Вып.2. С. 357-365.
  11. Лексическое поле конфликтной коммуникации в языковой картине мира подростка (статья) // Менталитет и ментальность. Кемерово: КемГУ, 2003. Вып.9.  С.279-284.
  12. К проблеме интерпретации результатов ассоциативного эксперимента: методика анализа индивидуальных анкет респондентов (статья) // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. Екатеринбург, 2006. С.11─24.
  13. Ассоциативный эксперимент как средство выявления ментальных структур (статья) // Языковое бытие человека и этноса. Вып.7.  М.: Изд-во ин-та языкознания РАН, 2004. С.67-71.
  14. Идентификация некодифицированного слова в условиях ассоциативного эксперимента // Комментарий и интерпретация текста: Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 2008. С.176─183.
  15. Нерегламентированная пунктуация как проблема деятельности корректора (статья) // Вестник Челябинского госуниверситета. Филология. Искусствоведение. Выпуск 57. Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2011. С.214─217.
  16. Репрезентация образов сознания подростка некодифицированной лексикой (монография). - Germany, Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011

 

6. Электронный адрес: egoots@yandex.ru