АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Информационно-аналитическая деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Информ. аналитика Туризм Магистратура
     

Теле- и радиоречь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»

  

Программа дополнительного образования

 

«Теле- и радиоречь»

(36 часов)

 

Руководитель программы -

доктор филологических наук, профессор Н.А. Кузьмина

АННОТАЦИЯ

 

            Программа дополнительного профессионального образования «Теле- и радиоречь»  направлена на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней студентов факультета филологии и медикоммуникаций, обучающихся по направлениям «Филология», «Журналистика», «Издательское дело», «Связи с общественностью», способных осуществлять профессиональную деятельность в области современных медиакоммуникаций в соответствии с требованиями регионального рынка труда в условиях конкуренции.

            Данная программа направлена на приобретение студентами компетенций в прикладных  областях филологического знания, призвана повысить престиж и конкурентоспособность выпускников гуманитарных специальностей на современном, в том числе региональном рынке интеллектуальных услуг, а также конкретизировать профессиональную ориентацию молодого специалиста, оптимизировать его профессиональную адаптацию.

       Программа «теле- и радиоречь»  дает возможность получения дополнительного практико-ориентированного образования, а именно дополнительных теоретических знаний и практических навыков, логично дополняющих и развивающих имеющиеся у студента теоретические и практические гуманитарные, в том числе филологические знания, расширение его профессиональных качеств.

       В ходе обучения студенты приобретают расширенные теоретические знания и необходимые практические навыки по созданию и редактированию телевизионных и радийных текстов, по правилам речевого оформления устных теле- и радиотекстов, по жанровой и прагмастилистической специфике телевизионных и радийных текстов.

     Модульная система занятий предполагает проведение по каждому образовательному блоку лекций, практических занятий, коллоквиумов, деловых игр, творческих мастерских.    Теоретические и практические занятия, а также тренировочные упражнения, предлагаемые студентам в практической части каждого модуля, имеют следующие цели:

- овладение системой теоретических знаний, касающихся специфики телевизионной и радийной речи, речевого оформления телевизионного и радийного текста;

- овладение системой теоретических знаний относительно жанрового своеобразия теле- и радиоречи;

- овладение системой теоретических знаний относительно своеобразия телевизионных и радийных средств выразительности;

- усвоение правил построения и оформления вербального компонента телевизионного и радийного текста, учитывающих жанровую, коммуникативную, прагмастилистическую специфику телевидения и радио;

- получение практических навыков написания телевизионных и радийных текстов в базовых для этих видов коммуникации жанрах.

        В качестве теоретических источников и справочной литературы используются новейшие издания соответствующей направленности, а также к работе привлекаются авторитетные источники прошлых лет.

 

Программа дисциплины «Теле- и радиоречь»  разработана доктором филологических наук, доцентом кафедры стилистики и языка массовых коммуникаций Е.Г. Малышевой.

 

Уровень освоения программы

Слушатель должен:

 

Знать

- теоретические положения, связанные со спецификой телевизионной и радийной речи;

- правила речевого оформления телевизионного и радийного

текста;

- теоретические положения, связанные с жанровым своеобразием теле- и   радиоречи;

- теоретические положения, связанные со  своеобразием телевизионных и радийных средств выразительности.

 

Уметь

- реализовывать правила построения и оформления вербального компонента телевизионного и радийного текста, учитывающих жанровую, коммуникативную, прагмастилистическую специфику телевидения и радио;

- осуществлять написание и редактирование телевизионных и радийных текстов в базовых для этих видов коммуникации жанрах.

 

 

Иметь

 представление

- о теоретических основах современной телевизионной и радийной журналистики;

- о жанровой системе телевидения и радио;

- о правилах речевого оформления телевизионных и радийных текстов в базовых для этих видов коммуникации жанрах.

 

 Цели курса

  • овладеть системой теоретических знаний, касающихся специфики телевизионной и радийной речи, речевого оформления телевизионного и радийного текста;
  • овладеть системой теоретических знаний относительно жанрового своеобразия теле- и радиоречи;
  • овладеть системой теоретических знаний относительно своеобразия телевизионных и радийных средств выразительности;
  • усвоить правила построения и оформления вербального компонента телевизионного и радийного текста, учитывающих жанровую, коммуникативную, прагмастилистическую специфику телевидения и радио;
  • получить практические навыки написания и редактирования телевизионных и радийных текстов в базовых для этих видов коммуникации жанрах.

Задачи курса

  • сформировать теоретические представления о специфике телевизионной и радийной речи;
  • дать теоретическое обоснование системы жанров современных телевизионных и радийных СМИ;
  • отработать практические навыки, связанные с написанием и редактированием телевизионных и радийных текстов разных жанров.

  

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

         1.         Абросимова Е.А., Малышева Е.Г. Жанровая и прагмастилистическая специфика телевизионного и радийного текста // Современный медиатекст: Учебное пособие. Часть 2. Глава 2. Омск :Изд-во полиграфического центра «Татьяна», 2011 – 50 экз. (на кафедре СиЯМК).

         2.         Медиадискурс: новые явления и новые подходы. – Омск, 2010. – 50 экз. (на кафедре СиЯМК).

         3.         Зверева Н.В. Школа тележурналиста. Нижний Новгород : Издательский дом Минакова, 2009. 272 с. – (электронная версия на кафедре СиЯМК).

         4.         Кемарская И.Н. Телевизионный редактор: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс,  2009. – 30 экз.

         5.         Ворошилов В.В. Журналистика. – М., 2002. – 65 экз.

         6.         Телевизионная журналистика: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное / Ред. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. М. : Изд-во Моск. ун-та : Изд-во «Высшая школа», 2002. 304 с.  -  8 экз.

         7.         Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. 4-е международ. изд. СПб:  «Прайм-Еврознак» «Издательский дом Нева». М.: «Олма-Пресс», 2002. – 11 экз.

         8.         Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. Учебное пособие. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2001. 320 с. / URL: http://evartist.narod.ru/text/71.htm. - 10 экз.

         9.         Шерель А.А. Радиожурналистика. Учебное пособие для вузов. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000 / URL: http://evartist.narod.ru/text5/44.htm.

 

Дополнительная

         1.         Багиров Э.Г., Борецкий Р.А., Юровский А.Я. Основы телевизионной журналистики. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Изд-во МГУ, 1987. 238 с.

         2.         Бернштейн С.И. Язык радио. М., 1977. 46 с.

         3.         Бурдье П. О телевидении и журналистике. М. : Фонд «Прагматика культуры», 2002. 159 с.

         4.         Васильева Л.А. Делаем новости. М. : Аспект Пресс, 2002. 190 с.

         5.         Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана. Учебное пособие. М. : Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2000 / http://lib.rus.ec/b/207790.

         6.         Григорова Л.В. Язык радиорепортажа: традиции и тенденции // Журналистика: информационное пространство. Краснодар. 2004. № 4. С. 39–43.

         7.         Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М. : Российско-американский пресс-центр. Издательство «Вагриус», 1997. 384 с.

         8.         Ким М.Н. Жанры современной журналистики. Монография. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2004. 336 с.

         9.         Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. Учебное пособие. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2001. 320 с. / URL: http://evartist.narod.ru/text/71.htm.

       10.       Ким М.Н. Репортаж: технология жанра: Учебное пособие. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2005. 224 с.

       11.       Ким М.Н. Новостная журналистика: Учебник. СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2005. 352 с.

       12.       Кэрролл В. Новости на ТВ.  М. : Мир, 2000. 285 с.

       13.       Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М. : Изд. РИП-холдинг, 2004. 222 с.

       14.       Лазарева Э.А. Речь журналиста на телевидении. Учебное пособие. Екатеринбург : Изд-во «Уральский университет», 2000. 89 с.

       15.       Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана: Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. М. : Высшая школа, 2003. 520 с.

       16.       Лукина М. Технология интервью. Учебное пособие. М. : Аспект Пресс, 2003. 191 с.

       17.       Майданова Л.М., Калганова С.О. Практическая стилистика жанров СМИ : Учебное пособие. Екатеринбург : Гуманитарный ун-т, 2006. 336 с.

       18.       Новиков К.Ю. Радиорепортер и радиорепортаж в XXI веке. М. : Издательство «ВК», 2006. 88 с.

       19.       Саруханов В. А. Азбука телевидения. М. : Аспект Пресс, 2002. 221 с.

       20.       Светана С.В. Телевизионная речь. Функции и структура. М. : Изд-во МГУ, 1976. 152 с.

       21.       Сенкевич М.П. Культура радио- и телевизионной речи. М. : Высшая школа, 1997. 94 с.

       22.       Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». М. : Аспект Пресс, 2002. 288 с.

       23.       Хорвиц Р. Руководство для начинающих радиовещателей = Local radio handbook.  М. : Магистр, 1992. 132 с.

       24.       Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М. : Аспект Пресс, 2002. 205 с.

       25.       Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика: Учебное пособие. М. : Аспект Пресс, 2004. 382 с.

 

Учебно-тематический план

 

Категория слушателей: студенты 2-5 курсов факультета филологии и медиакоммуникаций (специальности «Филология», «Журналистика», «Издательское дело», «Связи с общественностью»). 

Форма обучения: очная 

Срок обучения: 4,5 месяца 

Режим занятий: 2 часа в неделю

 

п/п

Содержание курса

Всего,

час.

В том числе, часов

Форма

контроля

Лекции

Семинар

Практич.   занятия

 

Модуль 1.  Теоретические основы телевизионной и радийной журналистики.

14

8

 

6

 

 

Телевизионная картина мира. Телевизионный текст как разновидность креолизованного текста.

2

2

 

 

 

 

Особенности телевизионной и радиокоммуникации

6

4

 

2

 

 

Специфика радийных и телевизионных средств выразительности

6

2

 

4

 

 

Модуль 2. Речевая специфика телевизионных и радийных текстов.

10

4

 

6

 

 

Речевые особенности телевизионного текста. Правила речевого оформления телевизионного текста.

6

2

 

4

 

 

Речевые особенности радийного текста. Правила речевого оформления радийного текста.

4

2

 

2

 

 

Модуль 3. Жанровая специфика телевизионного и радийного текста.

10

4

 

6

 

 

Жанры радийного текста

4

2

 

2

 

 

Жанры телевизионного текста

8

2

 

4

 

 

Модуль  4. Зачет (обязательный).

2

 

 

 

 

ИТОГО ЧАСОВ

36

16

 

18