Главная > Учебная работа > Дополнительное образование > Основы искусства речи: техника, дикция, выразительность
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Информационно-аналитическая деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Информ. аналитика Туризм Магистратура
     

Основы искусства речи: техника, дикция, выразительность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»

 

 

Программа дополнительного образования

 

«Основы искусства речи:

техника, дикция, выразительность»

(72 часа)

 

Руководитель программы -

доктор филологических наук, профессор Н.А. Кузьмина

АННОТАЦИЯ

 

            Программа дополнительного профессионального образования «Основы искусства речи: техника, дикция, выразительность» направлена на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней студентов факультета филологии и медикоммуникаций, обучающихся по направлениям «Филология», «Журналистика», «Издательское дело», «Связи с общественностью», способных осуществлять профессиональную деятельность в области современных медиакоммуникаций в соответствии с требованиями регионального рынка труда в условиях конкуренции.

            Данная программа направлена на приобретение студентами компетенций в прикладных  областях филологического знания, призвана повысить престиж и конкурентоспособность выпускников гуманитарных специальностей на современном, в том числе региональном рынке интеллектуальных услуг, а также конкретизировать профессиональную ориентацию молодого специалиста, оптимизировать его профессиональную адаптацию.

       Программа «Основы искусства речи: техника, дикция, выразительность» дает возможность получения дополнительного практико-ориентированного образования, а именно дополнительных теоретических знаний и практических навыков, логично дополняющих и развивающих имеющиеся у студента теоретические и практические гуманитарные, в том числе филологические знания, расширение его профессиональных качеств. В ходе обучения студенты приобретают расширенные теоретические знания и необходимые практические навыки по современным произносительным и акцентологическим нормам, по технике речи и выразительному чтению.

       На занятиях студенты приобретают умения и практические навыки работы по подготовке артикуляционного аппарата к речевой деятельности и его тренингу, обучаются упражнениям по технике речи, узнают базовые правила выразительного чтения, углубляют свои знания об устных нормах современного русского языка – произносительной и акцентологической.

       Модульная система занятий предполагает проведение по каждому образовательному блоку лекций, практических занятий, тренингов, деловых игр, творческих заданий.            Теоретические и практические занятия, а также тренировочные упражнения, предлагаемые студентам в практической части каждого модуля, имеют следующие цели: сформировать у студентов навыки грамотной литературной речи; обучить правильному использованию речевого аппарата  и его возможностей;  выявить имеющиеся индивидуальные недостатки, связанные с устной публичной речью студентов; привить навык постоянной тренировки голосовых органов и тела для будущей успешной деятельности профессиональных медиаспециалистов.

       В качестве теоретических источников и справочной литературы используются новейшие издания соответствующей направленности, а также к работе привлекаются авторитетные источники прошлых лет.

 

Программа дисциплины «Основы искусства речи: техника, дикция, выразительность» разработана доктором филологических наук, доцентом кафедры стилистики и языка массовых коммуникаций Е.Г. Малышевой.

 

Уровень освоения программы

 Слушатель должен:

 

Знать

-         орфоэпические нормы современного русского языка;

-         акцентологические нормы современного русского языка;

-         теоретические основы техники речи и выразительного чтения;

-         правила постановки техники речи;

-         систему упражнений по технике речи и выразительному чтению.

 

Уметь

-         осуществлять саморефлексию над продуцируемыми устными текстами  с учетом орфоэпических и акцентологических норм русского языка;

-         осуществлять редактирование собственных устных текстов в связи с современными орфоэпическими и акцентологическими нормами современного русского языка;

-          осуществлять постоянную тренировку собственного речевого аппарата с целью успешной устной коммуникации;

-         реализовывать навыки грамотной устной речи и выразительного чтения в профессиональной деятельности.

 

Иметь

 представление

-         о теоретических основах современной орфоэпии и акцентологии;

-         о системе упражнений по технике речи и выразительному чтению;

-         о методах тренировки тела, речевого аппарата, связанных с техникой речи и выразительным чтением.

 

 

Цели курса

  • подготовить студентов к успешной профессиональной деятельности в качестве журналистов,  редакторов;
  • сформировать у студентов системное представление о закономерностях создания и обработки устных публичных текстов, а также о методиках тренировки речи и  выразительного чтения. 

Задачи курса

  • сформировать теоретические представления об орфоэпических и акцентологических нормах современного русского языка;
  • отработать практические навыки, связанные с реализацией орфоэпических и акцентологических норм в процессе продуцирования устных высказываний;
  • дать теоретическое обоснование системе работы над техникой речи и выразительным чтением;
  • познакомить студентов с профессиональными приемами работы над техникой речи и выразительным чтением;
  • представить особенности и методику тренировки речевого аппарата в связи с постановкой голоса, формированием навыков выразительного чтения.

  

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература

  1. Малышева Е.Г., Рогалева О.С. Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия. - Омск, 2012.
  2. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. Пособие по русскому языку. - М., 2003. – URL: http://www.gramota.ru/biblio/research/variants.
  3. Малышева Е.Г., Рогалева О.С. Фонетика. Учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета. – М.: Флинта, 2012.
  4. Лютикова В.Д. Русский язык. Нормы произношения и ударения. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2009.
  5. Савостьянов А.И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. - – URL: http://lib.rus.ec/b/217017/read.
  6. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2003.
  7. Гаймакова Б.Д., Оссовская М.П., Новикова В.И., Макарова С.К. Мастерство эфирного выступления. – М., 2004.
  8. Чекмарёва Л.П. искусство речи на ради о телевидении. Учебное пособие. – Омск, 2003.
  9. Никольская С.Т., Майорова А.В. Осокин В.В. Выразительное чтение. – Л.: Просвещение, 1990.
  10. 10.  Никольская С.Т. Техника речи. – М.: Знание, 1978. – URL: http://shimons.narod.ru/technika/Nikolskaya_texnika_rechi.pdf.

 

Дополнительная литература

  1. Шапошников В.Н. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении. Глава 1 «Современная речь со звуковой стороны». - М., 2009.
  2. Иванова Т.Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. – М., 2005 (или более позднее издание).
  3. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. Учебное пособие для студентов вузов. Раздел «Активные процессы в области ударения». - М.: Логос, 2003. – С. 61-74.
  4. Поль С. Сопер. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С. 156-193 («Голос», «Произношение и артикуляция»). - URL: http://master-slova.narod.ru/book/soper_osnovi_iskusstva_re4i.pdf.
  5. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 41-188 (Раздел 2 «Совершенствование навыков речевой деятельности). - URL: http://www.syntone.ru/library/books/content/5484.html.

  

Учебно-тематический план

 

Категория слушателей: студенты 2-5 курсов гуманитарных специальностей.

Форма обучения: очная

Срок обучения: 9 месяцев

Режим занятий: 2 часа в неделю

 

п/п

Содержание курса

Всего,

час.

В том числе, часов

Форма

контроля

Лекции

Семинар

Практич.   занятия

 

Модуль 1.  Орфоэпические нормы современного русского языка

8

4

 

4

 

 

Введение в орфоэпию.          Старомосковская и петербургская нормы произношения.

Современное литературное

произношение.

2

2

 

 

 

 

Стили произношения и типы произнесения.

2

2

 

 

 

 

Орфоэпические нормы современного русского языка в области гласных и согласных звуков.

4

 

 

4

 

 

Модуль 2. Акцентологические нормы современного русского языка

20

10

 

10

 

 

Введение в акцентологию.

2

2

 

 

 

 

Тенденции в развитии русского ударения.

2

2

 

 

 

 

Тенденции изменения именного ударения. Акцентные варианты в существительных, прилагательных, местоимениях, числительных.

6

2

 

4

 

 

Тенденции изменения  глагольного ударения. Акцентные варианты в инфинитивах, личных формах глаголов, причастиях и наречиях.

6

2

 

4

 

 

Нарушение акцентологических норм в языке современных СМИ.

4

2

 

2

 

 

Модуль 3. Техника речи и выразительное чтение.

44

10

 

32

 

 

Речевой аппарат и его работа. Тренировка органов речи.  Работа над телом. Мышечный и вибрационный массаж.

4

 

 

4

 

 

Дыхание. Тренировка фонационного дыхания. 

6

2

 

4

 

 

Голос. Система голосообразования.

Практическая работа над голосом.

10

2

 

6

 

 

Дикция. Артикуляционная гимнастика. Тренировка гласных и согласных звуков. Упражнения повышенной трудности на сочетания звуков. Труднопроизносимые слова.

12

2

 

10

 

 

Основы выразительного чтения. Виды интонаций. Паузирование. Логическое ударение. Темп. Ритм.

12

4

 

8

 

 

Модуль 4. Зачет (обязательный).

2

 

 

 

 

ИТОГО ЧАСОВ

72

24

 

46