Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Язык, речь в аспекте реконструкции языкового сознания носителя языка > Логунова Д. Собирательный образ целевой аудитории журнала «Сноб»
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Логунова Д. Собирательный образ целевой аудитории журнала «Сноб»

 

Д.В. Логунова                                                                                        Научный руководитель

гр. ЯФС-901                                                                                           Л.О. Бутакова

 

Цель исследования - выявление собирательного образа целевой аудитории  журнала «Сноб» — российского журнала, позиционирующегося как «проект для международного сообщества успешных профессионалов».

Следуя определению из толкового словаря Ожегова, СНОБ -  «Человек, считающий себя носителем высшей интеллектуальности и изысканных вкусов».  На примере статьи «Есть ли жизнь после 4 марта?» участника проекта «Сноб» Николая Ускова мы рассматриваем,  как  дефиниция соотносится с образом аудитории журнала, которая включает как авторов, так и читателей.

В качестве метода выявления образа  аудитории "Сноба" был выбран анализ концептуального пространства текста. Образ аудитории просматривается через лексическую репрезентацию концепта «политическая власть»,   являющегося ключевым в статье.

Концепт "политическая власть" представляет собой когнитивно-пропозициональную структуру: субъект власти – объект (образ общества) - позиция предиката власти - позиция предиката объекта.

Образ субъекта власти реализован с помощью лексем, отсылающих к российской истории и вызывающих у читателя определенные ассоциации. Анализ семантики данных слов показывает, что автор ставит действующую власть в один ряд (по значению) с представителями политической силы, обладающей абсолютным авторитетом и рычагами власти в разные периоды истории России.

В качестве объекта воздействия власти (образа общества) автор выделяет две группы: "обычные люди", совершающее политический выбор по наитию, без ориентации на веские аргументы  и «активное меньшинство» - "думающую оппозицию". Последняя группа, по мысли автора и участников дискуссии - интеллигенция с оформленными политическими взглядами, знающая правильный путь развития России. К этой группе автор относит себя и адресантов. Противопоставление представлено различными семантико - прагматическими репрезентантами («мы»-«они» «варги» - «смерды»).

Свою включенность в круг «снобов», общность интересов и взглядов автор подчеркивает многократным употреблением местоимений 1 лица единственного и множественного числа, например «Мы должны добиться»; «Я очень хорошо понимаю» и др.

Одним из средств создания контраста между «толпой» и «элитой» являются метафорические образы «опричнина – земщина», «варяги – смерды», «дворяне и рабы в лаптях» и т.д.

Активность думающей оппозиции  противопоставлена безвольности «медианного большинства». Образ оппозиции создан глаголами активного действия. Образ большинства - в основном существительными и прилагательными. В характеристике «обычных людей» большая роль отводится словам с экспрессивной окраской (типа «быдло», «люмпены» и др.)

 

Таким образом, аудитория журнала «Сноб» позиционирует себя как интеллектуальную элиту, состоящую из политически и социально активных представителей, способных, в отличие от «толпы», широко мыслить,  адекватно оценивать ситуацию в стране, видеть перспективы развития общества.

 

Литература

Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику.

Бабенко Л. Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. М., 2005.