Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Филологическое образование: теория и практика > Коваль Ю.С. Уроки абсурда: Текст, Общество, Школа. Изучение алогичных текстов в 5 классе
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Коваль Ю.С. Уроки абсурда: Текст, Общество, Школа. Изучение алогичных текстов в 5 классе

 

Ю.С. Коваль                                                                                          Научный руководитель

гр. ЯФС-701-О                                                                                       А.В. Ляпина

 

В школьной практике алогичные тексты (так в нашей дипломной работе мы называем обобщенно литературу английского нонсенса в лице Э. Лира, а также литературу абсурда, представленную в России творчеством Д. Хармса) обходят стороной, не включая в программу или оставляя их предметом рассмотрения в начальной школе.

Опровергая концепцию современных программ по литературе, мы рассматриваем алогичный текст как таковой, выявляем его особенности, обосновываем необходимость включения текстов нонсенса и абсурда в школьную программу (при изучении творчества Э. Лира и Д. Хармса в 5-6 классах). Этим мы преследуем цель внедрения системного подхода в изучении литературы в целом.

Алогичные тексты способствуют последовательному изучению юмористических и сатирических произведений. Более того, рассмотрение текстов абсурда (в частности, произведений Хармса) в 5-6 классах обеспечивает более осознанное восприятие отечественной литературы XX столетия, изучаемой в старших классах. А обращение в 10-11 классах к алогичным текстам, изученным раннее, позволит глубже высветить абсурдную и сложную общественную ситуацию начала века, провести параллели с Викторианской эпохой, в которую творил Э. Лир.

Предложенный нами план урока по изучению творчества Д. Хармса в 5 классе – второй после урока по лимерикам Э. Лира в цепочке постижения мира абсурда. Таким образом, выстраивается система как в постижении алогичных форм повествования и категории комического, так и в изучении отечественной литературы в неотрывной и логической связи с зарубежной. Такой подход к преподаванию мы считаем наиболее целостным и способствующим расширению и углублению гуманитарных знаний.

Если на занятии, посвященном творчеству английского автора, учащиеся знакомятся с понятиями нонсенс и абсурд в литературе, а также с понятием комическое, выводят правила построения лимериков в целях создания собственных, то на уроке по изучению произведений Хармса ученики в рамках творческой мастерской открывают страну Хармса через личность самого автора, его произведения, а также через выполнение творческих заданий.