Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Текст и дискурс в теоретическом и прикладном аспектах > Войщева М.П. Этикетные жанры русской речи: онтогенетическое исследование
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Войщева М.П. Этикетные жанры русской речи: онтогенетическое исследование

 

Войщева М.П.                                                         Научный руководитель      

Гр. ЯФС-801-0                                                         Орлова Н.В.

 

В докладе сделана попытка описать результаты освоения этикетных речевых жанров  детьми 5-11 лет. Информантам (всего 102 ребёнка) было предложено проявить своё отношение к 5-ти  этикетным ситуациям: приветствия и прощания, обращения, принятия (нежеланного) подарка, извинения, просьбы. Использовались методы интервьюирования (при работе с детьми 5-7 лет), анкетирования (при работе с детьми 8-11 лет), включенного наблюдения, количественного анализа. Ставились задачи  выявить,  в каком возрасте у ребёнка появляются определённые этикетные жанры, и показать, в чём заключается специфика жанровых признаков относительно «взрослых» норм. Ниже приведен анализ ответов,  касающихся двух  ситуаций из пяти вышеназванных:

Сколько тебе было лет, когда ты начал здороваться, прощаться? Представители младшей возрастной группы указывают возраст 3-4 года и этим ограничиваются. Информанты 8-11-летнего возраста включают  в ответ локальную и/ или  темпоральную составляющую: Т.,М.: Когда пошла в садик.  В данном случае происходит осознание себя как части социума. Очевидно, что норму приветствия/прощания ребёнок усваивает одной из первых,  в наиболее раннем возрасте.

К кому ты обращаешься на «ты», к кому на «вы»? 5-летние информанты затрудняются с определением статусных отношений, отдается предпочтение «ты». В речи старших детей, посещающих детский сад, еще заметны лакуны в представлении оппозиции «свой»/ «чужой», что выражается в конкретно-референтных номинациях: Е.:  На «вы»  к Марине Владимировне, на «ты» к другу. Однако в это время активно формируется круг общения.  Начиная с 7-ми лет дети разграничивают в своём окружении друзей, родственников, обращаясь к ним на «ты», и используют выражение «вы» по отношению к незнакомым, учителям, взрослым, прохожим, посторонним, гостям.

В качестве общих выводов приведем следующие. Этикетные речевые жанры появляются в жизни ребёнка, когда он начинает входить в свой первый социум за пределами семьи – детский сад. В 5-6 лет дети начинают осознавать необходимость обдумывать и контролировать высказывания. В младшем школьном возрасте происходит увеличение количества этикетных формул и развитие умения применять языковые навыки к определенной коммуникативной ситуации. Процесс формирования этикетных норм важен в аспекте становления коммуникативной компетенции ребёнка, развития его речевой культуры.