Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Филологическое образование: теория и практика > Потапова М.С. Рождественские мотивы в рассказе Н.С. Лескова «Зверь»
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Потапова М.С. Рождественские мотивы в рассказе Н.С. Лескова «Зверь»


М.С. Потапова                                                                                       Научный руководитель

Гр ЯФС-701-0                                                                                          А. В. Ляпина

 

Интерес к «святочной» теме Лесков обнаружил еще в начале 1860-х годов. Расцвет святочной темы в творчестве Лескова приходится на 1880-е годы.

Святочный рассказ у Лескова приобретает новаторские черты: в его святочных произведениях всегда есть установка на достоверность описываемых событий. 

 Лесков приурочивает к зимним праздникам заметное, а подчас и поворотное событие в судьбе человека.

Главная тема рассказа Лескова «Зверь» – обретения человеком-зверем истинно человеческого лица.

В рассказе автор отражает двойную природу Рождества: христианскую божественную суть праздника – рождение младенца Иисуса Христа с обязательным рождественским богослужением, и Рождество как обрядовые народные действия – колядки, ряженье, забавы, потехи с медведем.

В рассказе два центральных героя: дядя рассказчика, грубый, жестокий, немилосердный человек, и медведь Сганарель, призванный повеселить «дядюшку». Образы главных героев противопоставлены друг другу. Зверь и человек как будто поменялись ролями: человека все боятся, как дикого зверя, а за зверя молятся даже дети, и у читателя он вызывает симпатию и сочувствие. И этот зверь с человеческой душой отпущен на волю, он спасён благодаря детской молитве. А Ферапонту, спасающему от неминуемой гибели медведя,   удалось укротить «зверя» в своем барине.

В конце рассказа  происходит чудо духовного перерождения человека-зверя. Во время рождественской проповеди душа дяди преображается. В несколько мгновений этот человек проходит три этапа духовного очищения. Первый этап: встреча с Богом, который материализуется через слова священника о «даре». Второй - встреча с самим собой - причиняет старику наибольшее страдание. Он осознает свою греховность и раскаивается. Последним этапом становится встреча с ближним: суровый хозяин прощает своего раба Ферапонта и дает ему вольную.

Ферапонт тоже преображается: он возвышается от раба хозяина до его друга.

В рассказе «Зверь» путь человека к обновленному душевному состоянию сжимается до одного яркого события.

Писатель апеллирует к рождественским главам Евангелия. В таком контексте углубляется смысл эпиграфа рассказа: «И звери внимаху святое слово», – где  речь идет именно об ожесточенном человеке, для которого не исключена возможность спасения.

В финале рассказа свершается рождественская смена святочных противопоставлений: плач сменяется весельем и смехом, страх – радостным ликованием.