Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Художественный текст и культурный контекст > Радченко А.Н. Образы-символы в сказке В. Гаршина «Attalea Princeps»
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Радченко А.Н. Образы-символы в сказке В. Гаршина «Attalea Princeps»

 

А. Н. Радченко                                                                                     Научный руководитель

гр. ЯФС-801-О                                                                                       А. В. Ляпина

 

В современном литературоведении В.М. Гаршин рассматривается как писатель, в творчестве которого наиболее  выразилось  философское направление русской прозы  второй половины XIX века. Автор много сделал в области трансформации жанровой формы сказки, притчи, аллегории, наполнив их философским содержанием. Его образы не поддаются однозначной трактовке, приобретают черты символов.

Аллегория как жанр, в котором отвлеченная идея изображается с помощью конкретных образов, чаще всего предполагала однозначное их прочтение. Гаршин нарушает и обновляет традиции жанра. Его образы не поддаются однозначной трактовке, приобретают характер символов.

Cказка  «Attalea Princeps», написанная в 1879 году, рассказывает о пальме, уроженке Бразилии, живущей в петербургской оранжерее из железа и стекла и мечтающей об освобождении.

Оранжерея, в которой выращивали чудесные экзотические растения и проводили научные исследования,  была больше похожа на тюрьму («заключенные деревья», «теснота», «железные рамы», «неподвижный воздух», «тесные рамы»). Директор больше был похож на надсмотрщика, чем на ученого: «не допускал никакого беспорядка», « сидел в особой стеклянной будочке, устроенной в главной оранжерее». Забота о порядке заставляет его убить живое дерево, стремящееся к свободе.

Сама пальма все свои усилия направляет на  осуществление мечты вернуться на родину. Бразилия, которая напомнила чужестранке ее родной дом,  становится символом далекой и прекрасной Отчизны Души, символом недостижимого счастья. Однако момент победы становится моментом ее гибели. Все силы направлены на разрушение крыши, а там «мелкий дождик пополам со снегом», «ветер», «серые клочковатые тучи». «Деревья уже оголились и представлялись какими-то безобразными мертвецами<…> И Attalea поняла, что для нее всё было кончено». Вектор движения к свободе слишком однолинеен, ничем не подкреплен и не уравновешен.

Автор не поддерживает ни сверхусилия пальмы любой ценой добиться освобождения, ни более разумные и ограниченные желания других растений смириться с участью пленников оранжереи, ни идея фанатичного, беззаветного служения науке.