Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Художественный текст и культурный контекст > Гусева О.Ю. Образы детства в романе И.А. Гончарова «Обломов» и в фильме Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Гусева О.Ю. Образы детства в романе И.А. Гончарова «Обломов» и в фильме Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»


О.Ю. Гусева                                                                                        Научный руководитель

Гр. ЯФС-901-О                                                                                    А.В.Ляпина

 

В романе И. А. Гончарова «Обломов» детство главного героя достаточно полно описано в девятой главе (знаменитый сон Обломова), где переплетаются образы повседневной реальности и фантастики. Обломовка в снах Ильи Ильича чарует не столько красотой среднерусских пейзажей и уютом старого барского дома, сколько почти материально осязаемым защитным полем безусловной, безграничной любви, которая распространялась и на немецкого мальчика Андрюшу Штольца.  Обломовка – это благословенный край, Эльдорадо, где  «веселые, улыбающиеся пейзажи», где «небо жмется к земле», где тепло и покойно. Обломовцы бессознательно стремятся избегать всего, что за пределами их местности. Подобную же реакцию демонстрируют и хозяин с хозяйкой, когда они получают письмо: «...Кто его знает, каково оно там, письмо-то? Может быть, еще страшнее, беда какая-нибудь. Вишь ведь народ-то нынче какой стал!»

Фантастические образы сказок о Еруслане Лазаревиче и Бове-королевиче,  рассказанных матерью и няней, произвели сильное впечатление на душу маленького Ильи.  Образ жизни лежащего на печи Емели практически полностью соответствовал тем стандартам поведения, которые Обломов вынес из родительской семьи. Ведь отец Ильи Ильича  мало заботился о делах имения: поправить мост, поднять плетень собираются долго, а уж о том, чтобы поправить рухнувшую галерею,  раздумья барина и вовсе растягиваются на неопределенное время. Их сын был  наблюдательный: глядя, как отец изо дня в день меряет шагами комнату, не вникая в хозяйственные заботы,  а мать печется главным образом об обильной еде, ребенок, естественно, сделал вывод, что так и нужно жить. Да и почему бы Илье думать иначе — ведь дети рассматривают родителей как авторитет, как образец поведения, которое следует копировать в своей взрослой жизни.

Не стоит забывать, что именно  Обломовка стала благодатной почвой для духовного взросления  главного героя. Свой идеал жизни он связывает не только с удобством и комфортом для тела. «Ноты, книги, рояль, изящная мебель <…>, сковорода грибов, котлеты, ягоды…тут музыка», - вот идеал Обломова.  Именно жизнь в Обломовке пробудила интерес Ильи Ильича к шедеврам европейской литературы и культуры (Руссо, Шиллер, Гете, Беллини)  и сформировала философские взгляды на жизнь, человека («Где человек? На что он рассыпается и раздробляется?», «Зачем жить?»).  Таким было счастливое детство мальчика.

В фильме Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» мотив любви станет ведущим. Переводя Гончарова на язык кино, режиссер стремится раскрыть экологический смысл текста. На экране возникает патриархальный покой Обломовки. Этот мир создан из света, музыки и красок. Режиссер акцентирует внимание на причастности героя к природному круговороту жизни, а не к миру, созданному людьми. Обломов у Михалкова помещен в соответствующую его характеру температурную среду. Тепло – среда  Ильи Ильича (теплый восточный халат, летнее яркое солнце и краски, теплый предбанник, теплые обломовские пироги во время проводов Штольца зимой за границу). Температурная среда Штольца в фильме – холод (он пришел с «холода»; разъезжает по зимнему Петербургу; с удовольствием бросается в снег после бани; в трескучий мороз уезжает из России и, наконец, его отъезд из отчего дома тоже приходится на это время года). Актер демонстрирует почти фанатическую твердость своего героя, ранящую, как бессердечие. Возможно, по этой причине Андрей Иванович так тянется к своему другу детства.  Шепот маленьких друзей, их неловкие объятия, закручивание на качелях – из движения и музыки рождается «бессвязный лепет счастья» (А. Кончаловский). Фильм возвращает к миру естественного, простого и природного, но вместе с тем высоко духовного. Большую роль в создании образа детства играет свет. Он льется из окон в комнаты и обратно , как свет все поглотившего дня, как свет жизни и тепла.