Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Художественный текст и культурный контекст > Янченко Е.А. Заговоры в современной народной традиции
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Янченко Е.А. Заговоры в современной народной традиции


Е.А. Янченко                                                                                     Научный руководитель

ЯФС-701-0                                                                                         доц. И.К. Феоктистова

 

В современном мире науки, человеческое сознание все же  остается мифологизированным. Не случайно еще в 1920-е г. русский философ А. Ф. Лосев сделал вывод о том, что не существует последовательной смены типов мышления: мифологический тип мышления не сменяется научным, они сосуществуют параллельно.

После снятия цензуры,  в 1990-е гг., исследователи смогли открыто продолжать развитие идей ученого в области филологии. Так, Г.  Д. Гачев обращает внимание на то, что «миф - это не прошлое, а вечная форма в духе, постоянно действует и творится – в том числе и в нашем веке». Чуть позже Е. М. Мелетинский пишет о том, что некоторые черты мифологического мышления сохраняются в массовом сознании, в политических системах, в художественной поэтической фантазии.

Существование мифологических представлений у современного человека подтверждают публикации заговоров разных регионов страны, сделанных в последние годы.

Из ученых XIX- XX вв, которые занимались собиранием и изучение заговоров Сибири, прежде всего следует назвать имена М. К. Азадовского, В.С. Красноженовой, М. Ф. Кривошапкина, К. Д. Логиновского, А. А. Макаренко, М. П. Овчинникова. Появившиеся в советскую эпоху работы, посвященные заговорам немногочисленны, поскольку политическая обстановка способствовала формированию в обществе  негативного отношения к заговорам. Новейшая истори. Кляуса, Г. В. Афанасьевой – Медведевой, В. А. Москвиной.

В докладе рассмотриваются материалы, записанные в г. Омске и Омской области на рубеже XX-XXI вв.. Подобное исследование имеет историко-культурное значение, так как углубляет существующие представления о традиционной культуре, ее трансформациях в современном мире.

Тексты в работе расположены в соответствии с количеством собранного материала. На территории Омска и Омской области преобладают заговоры следующих функционально-тематических групп: любовные и лечебные. Самые редкие хозяйственно-бытовые, а именно промысловые, так как изменилось  социальное положение крестьян, которые непосредственно ими пользовались.

Каждая группа характеризуется определенным набором специфических образов, символов, формул, мотивов. Христианские образы и персонажи характерны в первую очередь для тех текстов, которые близки по своим функциям к текстам с ярко выраженной защитной и лечебной семантикой. Группа лечебных заговоров демонстрирует смешение в равной степени архаических языческих элементов с христианскими, независимо от того, какую функцию выполняет текст.

Помимо вербального компонента заговоров рассмотрены магические действия и атрибуты. Доказана связанность трех компонентов заговора.

Данный доклад представляет собой итоги нашей  исследовательской работы в области жанровой специфики заговорных текстов, специфики системы средств художественной выразительности, а также выявление региональной специфики персонажей.