Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Историческая и сопоставительная лингвокультурология > Ершова Д.Э. Особенности научного стиля к.19 – н.20 века (на материале «записок» ЗСОИРГО)
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Ершова Д.Э. Особенности научного стиля к.19 – н.20 века (на материале «записок» ЗСОИРГО)


Д.Э. Ершова                                                            Научный руководитель

Гр. ЯФС-620-В                                                          Т.П.Рогожникова

 

1.  Формирование функциональных стилей к н. 20 века еще не было осуществлено в полной мере. Собственно, и функциональными они стали только тогда, когда текст начинает мыслиться не как синтагматическое, неделимое целое, а как определенным образом организованная информация, оформленность которой зависит от цели высказывания и от специфики  протекания высказывания, т.е. от речевой ситуации. Такое представление о тексте окончательно оформилось к 20-30 гг. XX века. До этого функциональные стили не были упорядочены, и самое главное - кодифицированы. Поэтому следует говорить об исторической стилистике, которая предметом своим видит диахроническое изучение системы языка, когда "слово постигается через текст", а не наоборот.

2.  Стиль «записок» наиболее близок к научно-популярному стилю. Научно-популярный стиль в лингвистике до сих пор не занял определенного статуса. Например, М.Н. Кожина, Н.М. Разинкина, И.Р. Гальперин и другие лингвисты считают, что  научно-популярная манера изложения не является самостоятельной, а является видом научного стиля. С другой стороны, М.К. Милых, Н.Н.Маевский, Г.А.Васюченко придерживаются другой точки зрения. С позиции когнитивной лингвистики научно-популярный стиль представляет собой особую разновидность языковой картины мира, проявляющуюся в отличительных чертах такого рода изложения. На стадии становления научно-популярный стиль обладал исключительными особенностями, помимо тех главных черт, которые заложены в самом определении данной разновидности литературного языка, а именно: элементами поэтического синтаксиса, категорией экспрессивности, вкраплениями информации личного характера и информацией, далекой от научного знания.

3.  Жанр «записки» в контексте научно-популярного стиля требует особого рассмотрения. В научной трактовке определение этого жанра до сих пор не представлено. Вероятно, это объясняется полифункциональностью  «записок» – его неоднократно использовали и в художественной литературе (напр., «Записки юного врача» М.А.Булгакова, «Записки из Мертвого дома» Ф.М.Достоевского и т.д.), и в качестве эпистолярного жанра, и, наконец, в виде  статей   на научную тематику. По современным критериям выделения жанров, больше всего жанру «записки» соответствует жанр «эссе». Это соответствие проявляется  в достаточно  свободной манере подачи материала, в научной тематике исследования,  в  отсутствии цели дать исчерпывающую информацию о предмете. Но эссе все-таки больше литературоведческий жанр, чем лингвистический.

4.   Большинство статей носит практический характер – авторами указываются возможности и способы бытового применения того или иного вида растения. В данном случае это служит популяризации той области знания, в которой работали авторы «записок». Некоторые наименования растений приводятся только на латыни, знание которой в то время говорило об определенном социальном статусе. Учитывая эти особенности, можно говорить о весьма пестрой целевой аудитории – читателях «записок».

5.  Таким образом, «записки» ЗСОИРГО к.19 – н.20 века представляют собой источник истории литературного языка и функциональной стилистики, по которому можно судить о лингвистических представлениях авторов «записок», об их критериях отбора языковых средств для передачи информации и о состоянии русского литературного языка в целом. Кроме того, изучение особенностей данного печатного издания дает представление об особенностях русского языкового сознания авторов, являющегося отражением реальной действительности. Иными словами, проявление авторской индивидуальности – это характерная черта не только «записок» указанного времени, это черта эпохи.