Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Зарубежная литература ХХ века > Кузьо А.А. Модель как художественная структура в произведении искусства: К. Нолан и У. Эко
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Кузьо А.А. Модель как художественная структура в произведении искусства: К. Нолан и У. Эко


Кузьо А.А.                                                                                              Научный руководитель

ЯЖС-705-О                                                                                             Киричук Е.В.

 

Построение и исследование моделей, то есть моделирование, облегчает изучение имеющихся в реальном мире свойств и закономерностей бытия. Модель поясняет сложный процесс познания (созерцанияанализа и синтеза).

Умберто Эко в «Записках на полях «Имени розы» теоретически обосновывает и раскрывает смысл понятия «литературный процесс». Он создает теоретическую модель создания романного произведения: интертекст как «сеть», система образов, смысловая парадигма.  Кристофер Нолан, обращаясь к интертексту, дает теоретическое обоснование кинематографическому процессу. У. Эко использует для этого литературную форму, Нолан прибегает к помощи кино и создает «программную» в этом отношении работу – фильм «Inception» («Начало» / «Зарождение»).  Каждый художник использует свой «материал»: визуальный ряд или «Слово».

Но  научный труд итальянского писателя создан в жанре эссе, а работа Нолана –  художественный кинотекст.  Можно утверждать, что Нолан позволяет себе творческое воплощение абстрактных  идей (создание снов как создание кино).  Он на практике показывает то, что Эко  поясняет о процессе создания произведения: основа художественного творчества – бессознательное: «Пишущий (рисующий, ваяющий, сочиняющий музыку) всегда знает, что он делает, во что это ему обходится. Он знает, что перед ним - задача. Толчок может быть глухим, импульсивным, подсознательным. Ощущение или воспоминание».

В «Inception» мы можем обнаружить скрупулезный перенос на киноязык каждой главы «Записок на полях».  Интересны способы этого воплощения:  тема «Роман как космологическая структура» в фильме Нолана в некотором смысле остается также в теоретическом виде, но она принимает в кино  форму дискуссий и некого подобия лекторских жанров с практическими иллюстрациями;  тема «Сотворить читателя» (о массовости)  привносится в фильм, структурируя уровни «прочтения» его текста. Лейтмотивом для Нолана становятся лабиринты, и мы также можем проследить иллюстративную модель той классификации лабиринтов и их взаимосвязи со смысловой составляющей текста, которую Умберто Эко преподносит читателю в главе «Метафизика детектива». Сопоставляя тексты этих авторов, мы видим не просто схожесть, а «одинаковость» процессов создания романной и кино структур, ведь раз близки задачи, процессы и обоснования, близки и сами структуры.