Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Библиотека, книга: прошлое и настоящее > Обаева Е.А. Информационное пространство и библиотека
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Обаева Е.А. Информационное пространство и библиотека


Е.А. Обаева                                                                         Научный руководитель

ЯБС – 007 – О                                                                     Е.В. Тесля

 

В условиях формирования информационного общества чрезвычайно важным инструментом устойчивого экономического и социального развития является обеспечение публичного (в том числе удаленного) доступа к социально значимой информации, в первую очередь, научного, образовательного и культурного характера.

Создание единого информационного пространства – сложнейший интегративный процесс. По-видимому, полное единение всех его субъектов, всех его ресурсов на данном историческом этапе невозможно. Соединить эти разрозненные элементы станет возможным только благодаря целенаправленным действиям всех его участников.

На сегодняшний день точкой, где насыщенность пространства информацией или информационная плотность была наиболее велика, остается библиотека. В ней соединены две фазы: хранение и передача информации через хранение и передачу документа.

С точки зрения объективной характеристики пространства – протяженности – традиционная библиотека имеет территориальное ограничение в рамках ее площади и радиуса обслуживания. Возможности его расширения у библиотеки, оснащенной средствами связи, фактически зависят от уровня ее технической инфраструктуры.

В создании информационных ресурсов весьма значительную роль играют вузы, основные информационные ресурсы которых – образовательный и научный – в настоящий момент уже создаются, как правило, в электронном виде. При этом многие вузы уже имеют большой опыт работы с электронными каталогами, создаваемыми с помощью автоматизированных библиотечно-информационных систем, которые в определенной степени можно считать предтечами электронных библиотек.

Очевидна необходимость создания полноценной электронной библиотеки в вузе, аккумулирующей все собственные ресурсы, а также внешние ресурсы, доступ к которым вуз приобрел или получил бесплатно. Но специфика образовательного учреждения выставляет особые требования к создаваемой информационной системе: во-первых это необходимость интегрировать электронные коллекции, как собственные, так и приобретенные.  Во-вторых, в каждом вузе ведутся разработки или внедрение информационных систем, предназначенных для автоматизации образовательной, административной и т. д. деятельности, и электронная библиотека должна рассматриваться как естественная часть этого комплекса информационных систем, который можно назвать системой информатизации деятельности вуза.