Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Художественный текст и культурный контекст > Котельникова А.С. «Костюмные тексты» И. С. Тургенева как отражение дворянской культуры середины XIX века
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Котельникова А.С. «Костюмные тексты» И. С. Тургенева как отражение дворянской культуры середины XIX века


А. С. Котельникова                                                                                           Научный руководитель

Гр ЯФБ-001-0                                                                                                     к.п.н, доц.  А. В. Ляпина

 

Из всех компонентов предметного мира, окружающего человека, костюм образует ближайшую к телу среду его обитания.            Историк С. М Соловев говорил, что «одеждой человек дополняет свое существо, потребностью одежды отличается от других животных <…>, в одежду человек кладет свою мысль, в одежде отражается его внутренний духовный строй».

Трудно вообразить себе более точный индикатор стилистических изменений в бытовой культуре, нежели костюм. Модные тенденции проникали  в литературу, становились частью портрета героя, его характеристики.

Цель доклада - выделить основные костюмные образы героинь романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», значимые эмпирические качества и мотивы, присущие костюму, определить их структуру, семантику и функции.

Русский аристократ XIX века – это совершенно особый тип личности. Весь стиль его жизни, манера поведения, даже внешний облик – несет в себе отпечаток определенной культурной традиции

Костюмный текст, читаемый как портрет литературного персонажа, обнаруживает потаенные смыслы его приватной жизни, становясь зачастую символом души. Платье как судьба, приобретает власть над человеком. Оно прикрепляет его к определенной ступеньке социальной лестницы, указывает на ценностные приоритеты его жизни, обозначая и цену самой жизни. В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева  пять ярких женских образов. Тургенев описал совершенно разных женщин: от аристократки Анны Сергеевны Одинцовой до скромной крестьянки Фенечки. Костюмные атрибуты образа мыслей и чувствований персонажей отразились в женских образах романа. Здесь, угадываются «костюмные» намеки автора на тихую конфронтацию тел, душ, и социального статуса героини. Простота, вкус и душевная щедрость – в светлых тонах одежды Фенечки. Костюмный антураж, соответствующий явлению светской дамы – Одинцовой. В оппозиции к первым героиням – Кукшина.

Черный бальный туалет Анны Сергеевны Одинцовой, ситцевое платье Фенечки, грязные перчатки и неопрятное платье Кукшиной, молчание автора насчет нарядов Екатерины Одинцовой. Наряды героинь позволяют И. С. Тургеневу не давать подробную характеристику женским образам романа. Одежда показывает истинные мысли и чувства героинь, хотя они могут говорить совершенно другое  (Одинцова говорит, что чувствует себя очень старой, уставшей, но выглядит как молодая девушка: белое платье и развывшаяся коса).