Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Текст и дискурс в теоретическом и прикладном аспектах > Гусенцова А.А. Вербализация концепта СОБОРНОСТЬ в говорах Среднего Прииртышья
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Гусенцова А.А. Вербализация концепта СОБОРНОСТЬ в говорах Среднего Прииртышья


А.А. Гусенцова                                                                     Научный руководитель

гр. ЯФС-901-О                                                                      к.ф.н., доц. М.А. Харламова

 

«Особое внутреннее единение людей на основе свободно осознанного качественного отношения («любви») по общности духа» [Колесов, 1999, с. 135] свойственно русскому человеку и свои корни имеет в богатой истории нашего общества. Именно такое проявление единства, целостности народа В.В.Колесов называет СОБОРНОСТЬЮ.

Понятие СОБОРНОСТЬ почти не передаваемо на иноземные наречия. Имя-концепт не используется в широком употреблении, в речи информантов его не встретишь. В говорах Среднего Прииртышья концепт СОБОРНОСТЬ  репрезентируется, в первую очередь,  на семантическом уровне — особой группой существительных, обозначающих совокупность лиц как единство, неделимое целое, которое не равно простой сумме его составляющих, а объединяет признак множества и некого специфического взаимодействия:

И-бывала ф-клуп придёш/ и-гармошка и-баян// талпа народу//а-щас маладёжы никаво в-диревни нету/ фсе ужэ кто куда разыехались/ разашлися// и-вот таким этам мы жывём// (с. Седельниково, Седельниковский р-н, Шабышева (Скуратова) З. С., 77 л., 6 кл., старож., 2011).

Информанты здесь предстают как часть некой общности. Исследуемый концепт  вербализуется местоимением 1-го лица мн.ч. мы или глагольной формой с неопределенно-личным и обобщенно-личным значением:

Эта мы жыли ужэ ф-калхози нет мы сами не-сабирали эта калхос/ мы ф-калхозе жыли и нашы радители ф-калхозе мы как с-моисеевки уехали тут ужэ был калхос/ ф-калхозе жыли ў-калективнам хазайсве (с. Новороссийка, Нововаршавский, Лопата Л., жен., 65 л., 8 кл., новосел., 2004);

Ну висилились/ гуляли  ухаживали друх за-друγам// Дружные были/ очинь патаму-ша каликтиф ни-очинь бальшой был// (п.г.т. Таврическое, Таврический р-н, Лавренова В. А., 78 л., 7 кл., новосел., 2004).

В русскоязычной картине мира особое место занимает совместное владение многих: истории известны и общинный строй, и коллективное хозяйство. Отсюда окружающая действительность воспринимается как своя, наша:

Бывала/ штобы никуда нашы ден'ги на-клуп ни-ушли/ я еду ф- сел'ский савет// узнаю/ кака смета/ штобы никуда нашы ден'ги ни-ушли с-нашэва клуба (с. Седельниково, Седельниковский р-н, Шабышева З. С., 77 л., 6 кл., старож., 2011);

Был свой гарманист у-нас/ такова-жы нашыва возраста// играит на-гармошки /мы на-полянки//улицы были чистыи патаму-шта тагда ни-сору ничо не-была// (с.Чекрушево, Тарский р-н, Иванова З. Г., 81 г., педуч., бел-рус., 2010).

На особом ощущении, чувстве соборности, строятся отношения и сегодня, что характеризуется духовной общностью многих совместно живущих сельских жителей.

Литература

Колесов В.В.«Жизнь происходит от слова...». СПб.,1999.