Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Молодежная журналистика сегодня > Белодедова К. Журналистика и фантастика
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Белодедова К. Журналистика и фантастика

Белодедова К.                                                                Научный руководитель

ЯЖС-805-О                                                                      проф. Хомяков В.И.

 

1. Знакомство с творческим продуктом журналиста и писателя

2. Общее и различное в их творчестве

3. Моделирование общества

4. О журналистах

5. О фантастах

6. Психология восприятия: почему мы воспринимаем информацию определенным образом

7. Современный мир

8. Сбывшиеся предсказания писателя-фантаста

9. Несбывшиеся предсказания журналистов

10. Выводы

 

Мы живем в 21 веке, в веке информации и развития средств массовой коммуникации. На сегодняшний день мы сталкиваемся с тем, что, по сути, не знаем, что представляет собой современный мир. Нам что-то показывают по телевизору, мы слышим то, что нам говорят по радио, читаем газеты, журналы, статьи в интернете и у нас формируется на основе этого представления о мире. СМИ – это универсальный источник получения таких знаний. Однако, здесь есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что, действительно, информацию о мире и происходящих в нем событиях мы получаем, минусы же в том, что зачастую представленная информация о действительности самой действительности совсем не соответствует.

Чем чаще мы слышим или видим какую-либо информацию, тем больше мы начинаем о ней думать. Через некоторое время та информация, которая была для нас новой, становится обычной, не привлекающей внимания, мы ее принимаем, «впускаем в нашу жизнь», таким образом, эта информация становится ее частью, частью нашего мировоззрения. Например, многие люди, не смотря на свое отношение к тому или иному товару, помнят наизусть их рекламные слоганы. Одним из положений теории культивирования является унификация, т.е. направление различных взглядов людей на социальную реальность в единое русло. Это в большей мере касается телевидения: «зрители узнают «факты» о реальном мире, наблюдая мир, созданный на телеэкране». 

Несмотря на обилие поднятых в научной фантастике оригинальных тем, уже в 1910-е. Научная фантастика стала приобретать все более заметные черты просто развлекательной литературы, одновременно теряя и господствовавший во времена Жюля Верна просветительски-популяризаторский акцент, и социальную направленность, характерную для творчества Герберта Уэлса. Последний фактически перестал создавать значимые научно-фантастические произведения с 1914, когда вышел в свет его роман Освобожденный мир, посвященный грядущей атомной войне и появлению на развалинах современной цивилизации новой, основанной на исключительно научном фундаменте. (Об этом же говорилось и в одном из самых поздних произведений Уэллса - сценарии Облик грядущего, также рассказывающего о возникновении новой цивилизации после почти столетия социального хаоса).

Существует классификация этапов создания творческого продукта:

  1. Подготовка - состояние, которое является предпосылкой для появления новой идеи.
  2. Созревание – бессознательная работа над проблемой.
  3. Вдохновение - в результате бессознательной работы в сознание поступает идея изобретения.
  4. Воплощение идеи в реальность, материальная реализация.

Непременным атрибутом каждого дома, по его предсказаниям, должен был стать телефоноскоп (телевизор и телефон), включаемый при помощи; кнопки, с помощью которого можно будет слушать «телегазету» с новостями. Телефоноскоп даст возможность, предугадывал он, «навещать родных и быть в гостях, не выходя из дома», в котором не будет такого помещения, как кухня, так как можно будет заказать готовые обеды с помощью телефоноскопа или питаться концентратами в виде пилюль. Видимо, наподобие тюбиков с искусственной пищей, которые впервые начали использовать наши космонавты на борту космического корабля.

Также, следует помнить, что не только СМИ или фантастика воздействуют на мир, но и вы сами, а также все то, что вас окружает. Мы ежеминутно совершаем поступки, которые ведут за собой определенные последствия. Поэтому не стоит бояться влияния, ведь мы и сами в той или иной степени влияем на других. В отношении СМИ и фантастики следует только учитывать степень этого влияния, которая, как мы могли убедиться, достаточна высока. Поэтому и принято говорить о СМИ как о «четвертой власти». Как разумно и без вреда для человека использовать эту власть СМИ, - это другой вопрос. К сожалению, на сегодняшний день эта власть напоминает расшалившегося ребенка, который добрался до мешка с конфетами: он уже съел их достаточно, тем не менее, не может остановиться и не собирается делиться конфетами с другими. Остановить этого ребенка, взять за руку и посмотреть на него взглядом взрослого, мыслящего человека – в наших с вами силах.