Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Современные рекламные технологии > Погадаева С.В. Речевой жанр угрозы: специфика образов адресата и адресанта (на примере текстов социальной рекламы)
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Погадаева С.В. Речевой жанр угрозы: специфика образов адресата и адресанта (на примере текстов социальной рекламы)

С.В. Погадаева                                                                                                      Научный руководитель

гр. ЯОС-804-О                                                                                                      М.В.Терских

Рекламная деятельность относится к тем областям, успех в которых напрямую зависит от эффективности коммуникации. Существенным признаком процесса коммуникации является обращенность, адресованность любого высказывания. Тексты социальной рекламы предельно функциональны и имеют определенную цель – максимально воздействовать на поведенческие модели адресата. Сообщение социальной рекламы можно отнести к первичным речевым жанрам, так как коммуникация в рамках такого жанра всегда одноактная. Это обусловлено спецификой самих каналов коммуникации: телевидением, наружной рекламой, печатной продукцией. Диалог не предусматривается, хотя сами тексты несут в себе определенный перлокутивный эффект:  ответная реакция адресата предполагается.

В социальной рекламе  адресантами выступают государственные структуры, фирмы, стремящиеся укрепить свой имидж, отдельные предприниматели, участвующие в благотворительных рекламных акциях.

Сообщения, построенные на использовании речевого жанра угрозы, в социальной рекламе могут быть дифференцированы по тому, каким образом в них реализован образ адресата.  Выбор именно этого параметра жанра обусловлен тем, что воздействие сообщения на адресата определяет успешность или неуспешность коммуникации. Если адресат соотносит себя с тем образом,  который заложен в сообщении,  то коммуникативная цель может быть достигнута и акт коммуникации может состояться. В ходе анализа текстов, базирующихся на речевом жанре угрозы, в социальной рекламе были выявлены три типа сообщений, отличающихся степенью детализации образа адресата.

  1. «Размытый» образ адресата. Образ адресата стремится к максимальному обобщению, что делает такой образ минимально детализированным.
  2.  «Детализированный» образ адресата. Образ адресата является основным параметром жанра, на его детализацию работают языковые средства,  невербальная часть сообщения часто изображает типизированного адресата.
  3. «Персонифицированный»  образ адресата.  Он свойствен сообщениям,  направленным на небольшие социальные группы, описывающим узкую проблематику.  При небольшом количестве адресатов и точно определенной узкой проблематике появляется возможность персонифицировать образ адресата,  сделать его максимально подробным и похожим на целевых адресатов сообщения.