ПРИЁМНАЯ КАМПАНИЯ – 2018

96 БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ
(бакалавриат и магистратура)

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ:

Филология;
Журналистика;
Реклама и связи с общественностью;
Библиотечно-информационная деятельность

Главная > Учебная работа > Магистранту > Программа вступительного экзамена в магистратуру
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Информационно-аналитическая деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Информ. аналитика Туризм Магистратура
     

Программа вступительного экзамена в магистратуру

 

Программа вступительного испытания

«Русский язык и литература» 

для поступающих на магистерские программы

по направлению «Филология»

 

Экзамен  проходит  в форме теста. Поступающему предлагается выполнить 20  заданий: 10  заданий по  русской литературе и 10  заданий по  русскому языку.  В каждом задании 5 вопросов. Каждый вопрос оценивается в 1 балл, максимальная сумма 100 баллов. Ответ считается неудовлетворительным, если набранная сумма составляет менее 30 баллов.

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Поступающий должен

знать тексты художественных произведений русских авторов 18-20 вв. (в рамках приводимого ниже списка вопросов для самопроверки);

хронологию их жизни и творчества, направление их творческой эволюции, особенности поэтики и проблематики наиболее значительных произведений;

иметь ясное представление о динамике развития русской литературы, основных литературных направлениях и школах;

обладать навыками литературоведческого анализа текста;

владеть научной терминологией.

 

Вопросы для самопроверки:

  1. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: проблематика и художественное своеобразие.
  2.  Лирика А.С.Пушкина (этапы, жанры).
  3. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: проблематика и художественные особенности.
  4. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»  (проблемы, герои).
  5. Лирика М.Ю.Лермонтова (основные мотивы, художественное своеобразие).
  6. Драматургия Гоголя.  «Ревизор». Характер художественного обобщения в комедии. Образ Хлестакова. Миражная интрига. Роль немой сцены.
  7. Поэма Гоголя «Мертвые души»: художественный мир Гоголя.
  8. Роман И.С.Тургенева  «Отцы и дети». Своеобразие конфликта в романе. Авторская оценка персонажей.
  9. Злободневное и вневременное в романе И.А.Гончарова «Обломов». Сложность и неоднозначность образа Обломова.

10.  Проблематика и художественное своеобразие драматургии А.Н.Островского (на примере одной пьесы).

11.  Основные мотивы лирики А. Фета и Ф. Тютчева.

12.   Лирика Некрасова, ее основные мотивы и образный строй.

13.  «Мысль народная» в эпопее Л.Толстого «Война и мир».

14.  Проблемы и герои романа Достоевского «Преступление и наказание»

15.  Художественное новаторство Чехова-драматурга (на примере одной пьесы).

16.  Лирика А.Блока (общая характеристика)

17.  Поэма  А. Блока «Двенадцать»: сложность и противоречивость художественной картины мира поэта.

18.  Эволюция творчества В. Маяковского.

19.  Основные мотивы лирики С.Есенина.

20.  Проблема соотно­шения человека,  времени, истории в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

21.  Роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова: проблематика и художественное своеобразие.

22.  «Лагерная» тема в русской литературе второй половины XX века (на примере одного произведения).

23.  Военная тема в русской литературе второй половины ХХ в. (на примере одного произведения).

24.  Деревенская тема в русской литературе второй половины ХХ в. (на примере одного произведения).

25.  Драматургия Александра Вампилова (на примере одной пьесы).

 

 Список рекомендуемой учебной и научной литературы:

Основная

  1. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988;
  2. Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975;
  3. Манн Ю.В. Поэтика русского ро­мантизма. М., 1976.
  4. Русская поэзия 1801-1812 гг., М., 1989.
  5. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX ве­ка.-М., 1978.-С. 155-216.
  6. Кулешов В.И. Натуральная школа в становлении русского реализма. М, 1997.
  7. Лотман Л.М. Драматургия А.Н. Островского // История рус­ской драматургии второй половины XIX - начала XX в. Л., 1987. С. 38-155.
  8. Лотман Ю.М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Ю.М. Лотман. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С. 325-344.
  9. Манн Ю.В. Базаров и другие. Новые черты романной по­этики // Ю.В. Манн. Диалектика художественного образа. М., 1987. С.97-132, 133-155.
  10. Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. Л., 1982.
  11. Недзвецкий В.А. Гончаров-романист и художник. М., 1982.
  12. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М, 1994.
  13. Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Л., 1987.
  14. История русского романа: В 2 т. М.; Л., 1982, 1984.
  15. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новоси­бирск, 1978.
  16. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
  17. Три шедевра русской классики. М., 1971.
  18. Эйхенбаум Б.М. Л. Толстой. 70-е годы. Л., 1974.
  19. История русской литературы. XX век. Серебряный век. М., 1995
  20. Солнцева Н. Сергей Есенин. М., 1998.
  21. Кацис Л. В. Маяковский: поэт в интеллектуальном контек­сте эпохи. М., 2000.
  22. Михайлов А. Мир Маяковского. Взгляд из восьмидесятых. М., 1990.
  23. Макина М. Деревенская проза 60-70-х годов в историко-литературном и социальном аспектах. Л., 1980.
  24. Эпштейн М. Природа, мир, тайник вселенной. М., 1990.

Дополнительная

  1. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974;
  2. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965;
  3. Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произ­ведения. Л., 1988.
  4. Макогоненко Г. П. От Фонвизина до Пушкина. Л., 1969.
  5. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М., 1981;
  6. Баевский B.C. История русской поэзии. - Смоленск, 1994.
  7. Батюто А.И. Творчество Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л., 1990.
  8. Благой Д.Д. Мир как красота: О «Вечерних огнях» А.А. Фе­та.-М., 1975.
  9. Вишневская И.Л. Талант и поклонники (А.Н. Островский и его пьесы). М., 1999.
  10. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н. Островского. М, 1981.
  11. Кожинов В.В. Место творчества А.А. Фета в отечественной культуре // А.А. Фет: Поэт и мыслитель. - М., 1999. С. 8-15.
  12. Корман Б.О. Лирика Некрасова. - Ижевск, 1977.
  13. Краснощекова Е.П. И.А. Гончаров: Мир творчества. СПб., 1997.
  14. Бердников Г.П. Чехов-драматург. Традиции и новаторство в драматургии Чехова. М., 1970.
  15. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». М., 1987.
  16. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун XXI в. М., 1989.
  17. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Рас-кольникова. М., 1970.
  18. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М, 1990.
  19. Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. М., 1980.
  20. Чудаков А.П. Поэтика А.П. Чехова. М., 1971.
  21. Палиевский П. Шолохов и Булгаков. М., 1999.
  22. Приходько И. Мифопоэтика А. Блока. Владимир, 1994.

 

Образцы заданий

 

 

Вопросы

Ответы

1

Назовите стихотворения А.С. Пушкина, вошедшие в так называемый «Каменноостровский цикл». (4-5 произведений).

«Мирская власть», «Подражание италиянскому», «Отцы пустынники и жены непорочны», «Когда за городом задумчив я брожу», «Напрасно я бегу к сионским высотам»

2

Назовите произведения Н.А. Некрасова, посвященные декабристам.

«Русские женщины» (1872),

 «Дедушка» (1870)

3

Назовите подлинные фамилии А. Белого, И. Северянина, М. Горького, А. Ахматовой.

Борис Бугаев, Игорь Лотарев, Анна Горенко, Алексей Пешков

4

Назовите произведения XX века на «лагерную» тему. (4-5 произведений).

В. Шаламов «Колымские рассказы», Е. Гинзбург «Крутой маршрут», А. Жигулин «Черные камни», А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», А. Волков «Погружение во тьму»

5

Назовите произведения XX века на «деревенскую» тему. (4-5 произведений).

В. Распутин «Прощание с Матерой», «Пожар», В. Белов «Привычное дело», Ф. Абрамов «Пряслины»,  В. Астафьев «Последний поклон», Б. Екимов «Пастушья звезда».

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Поступающий должен:

-знать основные  сведения,  касающиеся  структуры и   функционирования  русского  языка; его  места среди других  языков мира;

-иметь представление о становлении и развитии русского  языка

-обладать навыками лингвистического  анализа текста;

-владеть лингвистической терминологией.


Вопросы  для самопроверки:

  1. Проблема происхождения русского литературного языка.
  2. Функционирование русского  языка в различные исторические эпохи.  
  3. Русский литературный язык Петровской эпохи. 
  4. Карамзинская реформа литературного языка на рубеже XVIII-XIX вв. Общественная борьба по вопросу о «новом слоге»: "шишковисты" и "карамзинисты".  
  5. Роль А.С. Пушкина в развитии норм русского языка как языка национального. 
  6. Современное состояние русского литературного языка. 
  7. Языковая норма. Норма и кодификация.  
  8. Нелитературные формы языка.   
  9. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. 
  10. Лексика и лексикология. Системные  отношения в лексике. 
  11. Характеристика лексики с точки зрения происхождения. Исконная и заимствованная лексика в современном русском языке. Языковые и неязыковые причины заимствований.  
  12. Проблематика трактовки объёма понятия "фразеология". Фразеологическое значение. Классификация фразеологических единиц. 
  13. Фразеологизмы в аспекте лингвокультурологии.           
  14. Фонетика как раздел науки о языке. Фонема.  
  15. Система гласных и согласных фонем русского языка.  
  16. Понятие чередования. Различия позиционных и исторических чередований. 
  17. Орфоэпия. Произносительные нормы русского  языка. 
  18. Русская графика. Слоговой принцип русской графики. 
  19. Принципы русской орфографии.
  20. Морфемика и словообразование: основные понятия.
  21. Морфема как минимальная двусторонняя единица русского языка. Специфика корня и служебных морфем (приставок, суффиксов, постфиксов, окончаний).
  22. Понятие производности слова.  Способы словообразования.
  23. Морфология: понятие о грамматическом значении. Аналитические процессы в русском  языке.
  24. Природа и состав частей речи с точки зрения современного языкознания. Спорные вопросы теории частей речи.
  25. Имя прилагательное и его история в русском языке.
  26. Числительное. Формирование числительных как части речи.
  27. Глагол. Грамматические категории глагола и их история
  28. Категория залога. Соотнесенность категории залога с другими грамматическими категориями: возвратность, переходность/непереходность, вид, время.
  29. Предмет, объекты, единицы синтаксиса в традиционном и новейшем синтаксисе. Предложение – центральная единица и главный объект синтаксиса.
  30. Синтаксические связи: разновидности, уровни реализации, средства.
  31. Главные и второстепенные члены предложения. Понятие второстепенных членов предложения. 
  32. Понятие односоставных предложений в традиционном синтаксисе, их классификационные типы.
  33. Сложное предложение. Общие классификации сложных предложений, их основания.
  34. Предложение и высказывание.
  35. Коммуникативная организация высказывания.
  36. Актуальное членение, средства его выражения, зависимость от коммуникативной ситуации. Роль актуального членения в тексте.
  37. Текст.  Текстообразующие категории.

 

Список рекомендуемой учебной и научной литературы:

Основная литература:

1. Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. СПб., 1998.

2. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексикология. М., 1977.

3. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973

4.  Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.

5. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 2002.

6. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова. СПб., 2003.

7. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2001.

8. Бабенко Л.Г., Ю.В. Казарин. Лингвистический анализ художественного текста. Учебник. Практикум. - М., 2003.

9. Колесов В.В. Историческая грамматика русского  языка. СПб, 2008

Дополнительная литература:

1. Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования. // Виноградов В.В. Исследования по русской грамматике. М., 1974.

2. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. М., 1987. Ч. 3.

4. Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. М., 1979.

5. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. М., 1979.

6. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л., 1967

7. Виноградов В.В. Русский язык. М., 1972.

8. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979

9. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976.

10. Одинцова М.П. Общие и частные вопросы синтаксической теории. М., 2005.

11. Сиротинина О.Б. лекции по синтаксису современного русского языка. М., 1980.

12. Чеснокова Л.Д. Синтаксические связи слов в русском языке. М., 1980.

13. Ларин Б. А. История русского языка и общее языкознание. М.. 1977.

14. Колесов В.В. История русского языкознания. Спб., 2003.

 

Образцы заданий


Задание 1. Найдите неверные утверждения:

1) фонема является знаком; 2) русский язык является языком консонантного  типа; 3)  чередования  звуковых  единиц в русском языке не являются средством  оформления грамматических  форм; 4)  в  современном русском письме существуют случаи обозначения  одной фонемы (одного звука) двумя буквами; 5) при чтении  стихотворений на слух  воспринимается реальность  слога как фонетической единицы.

 

Задание 2. Найдите неверные утверждения:

1) понятие высказывания  уже,  чем  понятие предложения; 2) сложное предложение всегда полипропозитивно;  3) союзы "ли", "же", "однако" являются сочинительными; 4) при сочинительной связи отношения между компонентами  относительно  равноправны; 5) смысл "целеустановка" в предложении выражается,  в числе других  языковых средств,  интонацией.

 

Задание 3. В каких  рядах словах выделенные морфемы имеют разные значения (являются омонимичными)?

1) припарковаться, приободрить; 2) мальчишество, донжуанство;  3) спрыгнуть, скатиться; 4) (подойти) к лесу, (увидеть) старушку; 5) вперемешку, вперемежку.

 

Задание 4. Какие функциональные стили  русского языка характеризуются следующими чертами:

1) открытая оценочность, социальная оценочность, документально-фактологическая точность, сочетание экспрессии и стандарта;

2) объективность и безличность выражения,  точность,  не допускающая инотолкования, стандартизованность, окраска долженствования (императивность);

3) отвлеченность, обобщенность,  подчеркнутая логичность, точность, объективность  и некатегоричность  изложения; диалогичность;

4)  образность, эстетически направленная экспрессивность, эмоциональность, особая роль подтекста;

5) непринужденность, конкретность, эмоционально-оценочная информативность, аффективность,  личностный характер.

 

Задание 5. К какой области языкознания относятся достижения следующих ученых?

 

1) В.А. Белошапкова, Н.Ю. Шведова, И.П. Распопов, Ф. Данеш; 2) М.В. Панов, Л.Л. Касаткин, Л.Р. Зиндер, Л.В. Бондарко; 3) Е.Д. Поливанов, Н.Б. Мечковская, Л.П. Крысин, В.И. Беликов; 4) Ю.Д. Апресян, Д.Н. Шмелев, В.Н. Телия, Н.А. Лукьянова; 5) Е.С. Кубрякова, И.С. Улуханов, А.Н. Тихонов, Е.А. Земская.

 

Ответы:

Задание 1 – 1, 3

Задание 2 – 1, 2, 3

Задание 3 –   1, 4, 5

Задание 4  –  1) публицистический; 2) официально-деловой;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     3) научный; 4) художественный; 5) разговорный.

Задание 5 –   1)  синтаксис;   2) фонетика; 3) социолингвистика; 4) лексикология; 5)  словообразование.