Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Язык, речь в аспекте реконструкции языкового сознания носителя языка > Андреева А.В. Оценочная интерпретация деловой коммуникации (на примере социолингвистического анкетирования)
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Андреева А.В. Оценочная интерпретация деловой коммуникации (на примере социолингвистического анкетирования)


А.В. Андреева                                                                                 Научный руководитель

гр. ЯФС-620-В                                                                                 Л.О. Бутакова

 

Говоря о требованиях, предъявляемых к деловой коммуникации, лингвисты в первую очередь отмечают соблюдение норм культуры речи (акцентологические, орфоэпические, грамматические, лексические и синтаксические нормы). Важным также оказывается соблюдение этикетных норм и умение выбирать речевые средства в соответствии с задачами общения. Помимо этого на выбор речевых конструкций для делового взаимодействия влияют и другие составляющие делового дискурса (социальное положение  и коммуникативные роли участников, цель, к которой стремятся собеседники).

Значимость вышеперечисленных критериев, рассматриваемых в пособиях по деловому общению, отмечается опрашиваемыми в социолингвистическом анкетировании. Данное исследование было направлено на выявление требований, предъявляемых участниками коммуникации к деловому взаимодействию. Результатом анализа полученных данных было выделение групп, рассматриваемых косвенно или вовсе не затрагиваемых лингвистами в работах по деловой коммуникации. Особый интерес представляют речевые конструкции, объединённые в личностно и профессионально обусловленные смысловые блоки (фразы, представляющие собой примеры общих обстоятельств делового дискурса (зарплата, отпуск, премия), речевые элементы, используемые представителями определённой сферы деятельности, единицы, характерные для внутрикорпоративного общения, а также слова и выражения, характеризующие восприятие профессиональной области людьми определённых возрастных групп).

Наличие критериев, отражающих зависимость требований к деловой коммуникации от личностных особенностей говорящего и его принадлежности к определённой профессиональной сфере, демонстрирует значимость выделения таких конструкций в пособиях по деловому общению. Несомненно, это будет способствовать лучшему взаимопониманию партнёров по коммуникации и, как следствие, станет одной из составляющих успешного делового взаимодействия.