Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Язык, речь в аспекте реконструкции языкового сознания носителя языка > Клименко Н.А. Образ филолога в языковом сознании носителей русского языка
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Клименко Н.А. Образ филолога в языковом сознании носителей русского языка


Н. А. Клименко                                                                              Научный руководитель

гр. ЯФС-901-О                                                                                Л. О. Бутакова

 

Как известно, со  второй половины ХХ в. в российской лингвистике полностью меняется научная парадигма. На смену структурному подходу приходит антропоцентрический. В связи с этим появляются не только новые методы, подходы исследования, но и новые отрасли науки. Одно из таких отраслей является психолингвистика, изучающая взаимоотношения языка и мышления человека, отражение в сознании базовых концептов языковой картины мира, прецедентных явлений культуры, образов, моделей стереотипных ситуаций и пр. Поскольку данная отрасль языкознания является относительно молодой, в ней остается много не изученного. В частности, еще не был рассмотрен образ филолога в сознании носителей русского языка. Хотя, отчасти похожие работы уже существуют, например, Коротун О.В. «Ассоциативный словарь внешнего человека». В этом, на наш взгляд, и заключается актуальность выбранного нами научного направления и темы исследования.

Цель нашего исследования  – выявление смыслового состава образа филолога в языковом сознании носителей русского языка.

Объект исследования – образ филолога в языковом сознании носителей русского языка.

Предмет исследования – основные понятийные, эмотивные, оценочные составляющие  образа филолога в языковом сознании носителей русского языка.

В связи с поставленной целью нами были проведены 3 типа эксперимента: семантический, ассоциативный, рецептивный. В эксперименте приняли участие 150 человек разного пола, возраста, уровня образования и профессий. Нами были  описаны составы анкет, обоснованы стимулы, представленные в них, характер экспериментов, способы предъявления стимулов, времени, отведенного на ответы и т.п. Так же была дана краткая характеристика результатам.  

Так, в ходе общего ассоциативного эксперимента было выявлено, что самая частотная реакция на стимул «филолог-женщина»,   «очки» (18%), далее по нисходящей - «преподаватель» (16,5%), «учитель», «учительница» (13,5%). Примечательно и то, что в 21% случаев на этот стимул дана реакция – конкретный человек (имя); на периферии поля много оценочных, характеризующих лексем (фантазерка, загадочная, училка, знающая, молодец, скука и др.). Частная выборка результатов ассоциативного эксперимента показала, что студенты гуманитарии женского пола в 6,3% дают ту же реакцию «очки», но в отличие от общего АП здесь в центре находится также оценочный компонент «умная» 4,5%, в то время как студенты-медики женского пола воспринимают филолога-женщину прежде всего как учительницу (1,2%). Кроме того, зафиксировано пересечение центров  частных ассоциативных полей – реакция «преподаватель» (3,6% у гуманитариев и 0,72% у медиков).