Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Чтение, образование, развитие личности > Королева Е. Библиотечное краеведение
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Королева Е. Библиотечное краеведение

 

Е. Королева                                                                          Научный руководитель

гр. ЯБС-007-О                                                                      З.И. Ахунова

 

На данный момент библиотечное краеведение стало одним из ведущих направлений практической деятельности библиотек и их научных исследований.

В понятие «краеведение» в разные годы вносились разное содержание. Оно рассматривалось как метод, изучения какой – либо территории, как общественное движение, как предмет преподавания. В наше время краеведение рассматривается как всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем.

Деятельность библиотеки связана со всеми направлениями, формами и видами краеведения. Важно понять, как развивалась и переосмыслялась система понятий библиотечного краеведения.

Первую попытку определить понятие «библиотечное краеведение» и его составляющие предприняла в 1973 г. О.И.Талалакина. Она рассматривала библиотечное краеведение как разновидность государственного и как синоним краеведческой работы библиотек и выделила три комплекса обязанностей: обслуживание читателей; пропаганду краеведческих знаний и организацию библиотечных процессов.

В современных работах библиотечное краеведение рассматривается как сложное метасистемное образование с многочисленными внешними и внутренними связями.

Краеведческая деятельность библиотеки – это базовая (практическая) подсистема библиотечного краеведения.

Практическое осуществление краеведческой деятельности библиотек предполагает определение ряда базовых понятий. Прежде всего «край», «краеведческий документ», «краеведческий фонд», «краеведческая библиография», «краеведческая информационная потребность».

Край – как значительное по пространству (размерам) территории, выделяемые по географическому и историческому признакам, так и любые местности – до незначительных в размерах, но тяготеющих к какому – либо географическому объекту.

Регион – это определенная часть территории страны, имеющая свои экономические, географические, демографические особенности.

Несмотря на пристальное внимание исследователей к терминам «регион», «край» и их производных, единого толкования данных понятий нет. Можно констатировать, что понятийный аппарат данной предметной области находится в стадии развития.

Сейчас идет процесс активного накопления научных знаний о краеведческой сфере библиотечной деятельности, в связи с потребностями знаний формирующихся в комплексную теоретико-прикладную дисциплину – библиотечное краеведение. Формируется и его теоретическое осмысление в рамках регионального библиотековедения.