Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Филологическое образование: теория и практика > Головченко Е.Е. Лингводидактические основы альтернативных учебников по русскому языку: сравнительно-сопоставительный анализ
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Головченко Е.Е. Лингводидактические основы альтернативных учебников по русскому языку: сравнительно-сопоставительный анализ


Е.Е. Головченко                                                                                  Научный руководитель

Гр. ЯФС-620-В                                                                                     Е.Н. Гуц

 

В докладе представлен анализ лингводидактического материала трех альтернативных учебников:

  • М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.  /Русский язык: 6 класс;
  • М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др./ Русский язык: 6 класс;
  • Р.И.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева/ Русский язык: 6 класс; 

Цель доклада: описать и выявить особенности системы работы по развитию речи в 6 классе средней школы по альтернативным учебникам.

Анализ проводился по трем направлениям: пополнение словарного запаса, формирование норм русского литературного языка, развитие связной речи. В ходе анализа сравнивались различные типы упражнений, а также справочный и иллюстративный материал.

В ходе анализа установлено, что упражнения, направленные на анализ текста, редактирование, конструирование, изложение, сочинение составляют основу всех учебников. Однако, количество упражнений, методическое оснащение, справочный материал различны в отдельных учебниках.

«Идеальный»  учебник, своеобразный «конструкт» должен содержать все виды работ, необходимых для развития связной речи в трех направлениях. Все упражнения должны содержать четкое задание (желательно образцы выполнения для сложных заданий).

Учебник рассчитан на среднестатистического учителя и ученика, но реальный учебный процесс вносит свои коррективы. Учитель, используя разные учебники, сможет сделать свои уроки приближенными к реальным детям, реальным классам, реальной учебной ситуации. В основе лежит простой принцип: от простого к сложному, от репродуктивного метода к продуктивному, обязательно сочетать устную и письменную работу. Также необходима реализация общих дидактических принципов наглядности, доступности, научности.