Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Текст и дискурс в теоретическом и прикладном аспектах > Дик Т.Л. Универсальные концепты в структуре языковой личности
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Дик Т.Л. Универсальные концепты в структуре языковой личности

 

Т. Л. Дик                                                                                                        Научный руководитель

Гр. ЯФС-801-О                                                                                              М. А.Харламова

 

Мы рассматриваем, как объективируются универсальные концепты пространство, время и работа  в речи (запись 4 часа) Екатерины Николаевны Васильевой 1925 года рождения, жительницы села Черняево Тарского района Омской области. Концепт время реализуется в речи Е. Н. Васильевой через оппозиции молодость-старость, жизнь-смерть. При движении к правому члену оппозиций появляется сема 'болезнь', связанная со значениями 'потери работоспособности' и 'ненужности', происходит пересечение с важным для сельского жителя концептом работа: Там свая мать/ никуды нигодна; Мне пад-дивиноста лет-уш я ково?

Объектом внимания для представителя народной культуры становится пространство родного села, события своей жизни, а также жизнь родни, соседей, ровни –  тех, с кем они вместе, в одном селе, выросли и-состарились. Пространство в сознании диалектоносителя осмысляется по мерке человека, что типично для русской речи в целом: Маня эта далёка фсё/ а-это под-носом ток (ср. разг. фраз. под боком, под рукой).

Показательным является функционирование понятия привычка – оно находится на пересечении концептов время и пространство. При оценке предметов быта прошлого и настоящего (руска печ’ка и плита) – именно плита получает определение непривышна. Соответственно, то, что привычно и было в молодости, в  прошлом, входит в поле своё и приобретает оценку положительную: я с-печ’кой-тъ рускъй выросла/ а-вот плиту/ зделал этъ/ окроми пирогоф-там липёшик каких спикёш/ а-так ф-печ’ки-тъ в-рускай фсё испекёш/ Плитой нипривышны//.

Труд является одной из важнейших этических ценностей в диалектной картине мира и тесно связан с самим понятием жизни: рассказывая о своей жизни, информантка вспоминает прежде всего о работе: Ай-нонче-ж на-празник езьдила/ в-эту/ у-нас Нагорнаиванофка есть/ далёка// Я/ мы/ мы ходили-жы/ мы питнацыть лет отработали/ нас многа былъ/ а-вот я одна асталысь/. Таким образом, оказывается, что концепты жизнь и труд неразрывно связаны. Причём в речи не происходит строгой дифференциации между трудовой деятельностью и «остальной» жизнью: самой лексемы работа в речи не представлено вовсе, глагол работать является в данном случае родовым понятием и конкретизируется рядом предикатов, обозначающих различные виды сельскохозяйственных работ: дядь Стёпа конюшил; я-коров доила колхозных; паяркой была; косили, хлиба сеили; пахать фсё подрят стали; свинаркый была; коня диржали. Причём сам род деятельности может быть обозначен существительным с бытийными глаголами, что говорит о слитности и взаимопроникновении концептов труд и жизнь.

Таким образом, концепт работа понимается носителем народной культуры не как абстрактно осмысляемая сущность, а тесно связанным с концептами пространство и время, которые осмысляются носителем народной культуры как показатели –  положительные или отрицательные –  конкретных жизненных событий. Следовательно, восприятие пространства и времени у диалектоносителя всегда оценочно, причём в негативное поле попадает чужое пространство, отделённое от своего какой-то предметной реалией, и настоящее время, отождествляемое со старостью и болезнью.