Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Зарубежная литература ХХ века > Яковлева А.Г. Мифологическая структура романа Себастьяна Жапризо "Долгая Помолвка"
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Яковлева А.Г. Мифологическая структура романа Себастьяна Жапризо "Долгая Помолвка"

 

А.Г. Яковлева                                                                    Научный руководитель

гр. ЯФС-701-О                                                                   Е.П. Барановская, С.А. Демченков

 

Мифология, в широком понимании духовного наследия человечества, является миром архетипических первообразов. Согласно концепции К. Г. Юнга, архетипы организуют восприятия и представления людей о внешнем мире: то, что принято называть знаниями, в действительности может быть воображением, истоки которого нужно искать в архетипах и в их неконтролируемом воздействии на сознание. Можно говорить о том, что миф всякий раз рождается заново, но на качественно ином уровне. Даже будучи измененным, он закрепляет за собой механизм восстановления изначального образа, апеллируя к нашему архетипическому подсознанию. Этим свойством мифа широко пользуются писатели, ставящие читателя в поисковую ситуацию определения первообраза через интертекстуальность.

Себастьян Жапризо в романе «Долгая помолвка» говорит о первородной борьбе добра и зла, созидательного и разрушительного, которая лежит в основе всего человеческого миропонимания. Жапризо рассматривает Первую мировую как миф о Войне в целом: необходимый акт разрушения мира, дающий возможность зародить новый. Миф об умирающем и воскресающем боге здесь предстает как миф об умирающем и воскресающем мире. Мифологическая основа романа реализуется в образах главных героев – Манеша и Матильды – и в их взаимоотношениях.

В то же время, одним из мощнейших европейских мифов является миф о Короле Артуре и о поиске Святого Грааля. С. Жапризо так или иначе затрагивает в своем произведении тему «артурианы», которая имеет глубокий философско-архетипический смысл для всей Европы в целом и для Франции - в частности.

В традиции средневекового романа поиск Грааля – мужская, рыцарская прерогатива, но в романе «Долгая помолвка» поисковую функцию выполняет Матильда. Отправляясь на поиски возлюбленного, она одновременно ищет Грааль и Философский Камень, Вечный Сад и легендарный Авалон. Можно с уверенностью говорить о движении Матильды в романе как о поиске Центра мира.

Себастьян Жапризо возрождает древнюю традицию инициации, вторичного рождения, реализуя путь Манеша и Матильды как своеобразный обряд посвящения для обоих. Этот обряд призван защитить Манеша от смерти и даровать ему право на новую жизнь, на бессмертие. В этом ритуале Матильда становится отправной точкой и проводником.

Справедливо отождествление Манеша, возрожденного из смерти, с умирающим и воскресающим богом. Манеш становится той искупительной жертвой, которую нужно принести, чтобы остановить разрушительное действие хаоса, войны и дать начало новому миру. Если основополагающим прототипом Манеша можно считать, в частности, Осириса как одного из древнейших, то Матильде соответствует его сестра-жена Исида. Мифологическая функция ее заключается в том, чтобы вернуть к жизни мертвого бога,  подобно Исиде или ее аккадской вариативной фигуре Иштар.

С рождением нового мира боги возвращаются в свое младенческое первобытное существование в материнской глубине цветущего сада, подобно скандинавским мифическим первым людям.