Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Историческая и сопоставительная лингвокультурология > Червинская В.В. Этнолингвистическая специфика отношений мужчины и женщины в сибирских этносах как отражение народного менталитета (на мат. «Записок ЗСО ИРГО»)
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Червинская В.В. Этнолингвистическая специфика отношений мужчины и женщины в сибирских этносах как отражение народного менталитета (на мат. «Записок ЗСО ИРГО»)


В.В. Червинская                                                                              Научный руководитель

гр. ЯФС-701-О                                                                                 О.Ю. Васильева

 

Одной из основных характеристик человеческого мышления является биполярность. В культуре это выражается в существовании символов, образов, понятий, которые образуют антагонистические пары: космос - хаос, свет - тьма, добро - зло. Еще одной универсальной бинарной парой следует считать мужское - женское.

Взаимоотношения мужчины и женщины являются одновременно и атрибутом самоопределения конкретной нации. Специфика данной гендорной оппозиции у рассматриваемых сибирских народностей определяется рядом этнических стереотипов, репрезентация которых может быть выражена следующими тематическими группами: возраст для брака; отношения до брака и после; сам свадебный обряд.

Общим доминирующим признаком этнической идентификации матримониальных отношений оказываются добрачные связи в раннем возрасте (у сургутян «довольно рано, лѢтъ съ 16-17…»; поляки «лѢтъ съ 12 начинаютъ уже «женихаться»). Само отношение к браку свидетельствует об индивидуально-этнической сложившейся традиции: «экономическая сдѢлка» (у сургутян), союз любви (у поляков), «чисто гражданская сдѢлка» (у алтайских калмыков), «гражданская сдѢлка», религиозно обусловленная (у киргизов). В то время как согласие невесты на брак у всех сибирских народностей идентично, поскольку «выходятъ замужъ по волѢ  родителей». Ключевой вопрос – наличие брачного выкупа (у алтайских калмыков и киргизов был принят калым; у риддерцев и поляков – подъемные). Практика давать приданое за невестой характерна для всех сибирских этносов, различия наблюдались в размере приданого (равен ли он калыму, как у киргизов, или значительно меньше, как у калмыков и сургутян) и в том, кто его готовит (сама невеста – у сургутян или ее родители – у алтайских калмыков, киргизов).

Лингвистическими маркерами этноэволюции матримониальных отношений являются описательные номинации-характеристики («обзаводятся подружками и дружками»; «съ поведенiемъ ли бралъ дѢвушку» или «безъ поведенiя»; доспѢетъ измѢну; птичiй грѢхъ); пословичные выражения (дѢвичiй умъ, что вода – во всѢ  стороны колышется; «женится – перемѢнится»; братъ сестру любитъ богатую, мужъ жену любитъ здоровую); лексикализованные в СРЯ варианты слов (калым и подъемные; капитальный).