Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Текст и дискурс в теоретическом и прикладном аспектах > Маркова А.А. Лексико-семантическая группа обрядовые действия в говорах Среднего Прииртышья
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Маркова А.А. Лексико-семантическая группа обрядовые действия в говорах Среднего Прииртышья

 

А.А. Маркова                                                                       Научный руководитель

гр. ЯФС-801-О                                                                     М.А. Харламова

 

Лексико-семантическая группа  обрядовые действия  представлена прежде всего глагольными формами, на периферии находятся существительные, обозначающие предмет, без которого совершение действия невозможно.

Существуют обряды, которые подразумевают произнесение неких сентенций, но в речи диалектоносителя представлены лексемы, которые являются выразителем действия: такие, как исповедь (обряд покаяния в грехах). Глаголы молиться, китать (молиться, читать молитву), креститься могут являться как выразителем самостоятельного действия, так и действия сопровождающего обряд.

В сознании диалектоносителя обрядовые действия подразделяются на две группы: действия, основанные на подтверждении веры и действия, веру отрицающие. В языковой картине мира концепт ВЕРА  репрезентирован посредством традиционных праздников.  Последние четко разделяются на праздники, которые включают в себя обряд гадания и те, в период которых гадать не положено.

Нельзя не отметить и тот факт, что при ближайшем рассмотрении обряд гадания является обрядом языческим, в христианстве запрещенным, тем не менее, гадания являются одной из составляющих религиозного праздника (например, Рождество, Крещение).

Разнообразие номинативных единиц, входящих в состав ЛСГ, даёт нам право утверждать, что диалектоноситель осознаёт необходимость разграничивать разные типы обрядов, а наличие   соответствующих тематических групп свидетельствует об осведомлённости носителя языка относительно правил проведения обряда.