Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Язык, речь в аспекте реконструкции языкового сознания носителя языка > Шатова А.Н. Динамика ядра языкового сознания подростка (2002 – 2012 гг)
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Шатова А.Н. Динамика ядра языкового сознания подростка (2002 – 2012 гг)

А. Н. Шатова                                                                                   Научный руководитель

гр. ЯФС-703-О                                                                                 Е. Н. Гуц

 

Языковое сознание в отечественной лингвистике трактуется как совокупность образов сознания, формирующихся и овнешняемых при помощи языковых средств - слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей (Е. Ф. Тарасов).

Термин «языковое сознание» достаточно часто используется  в психолингвистических, лингвистических, психологических, культурологических и этнолингвистических  исследованиях.

Языковое сознание как объект исследования появляется в рамках антропологической парадигмы в том случае, когда изучение языковых явлений не ограничивается анализом их в рамках языковой картины мира, «которая выводится из значения языковых единиц путем логико-рационального анализа текстов и словарных дефиниций» (А. А. Залевская), когда исследователь стремится описать психологическую реальность языковых феноменов, рассматривая язык как один из психических процессов, который может протекать только во взаимодействии с другими психическими процессами. Однако проблема выделения языкового сознания как научного объекта до сих пор остается актуальной.

          Основным методом доступа к сознанию является ассоциативный эксперимент, который используется в психологии, психолингвистике, социологии для решения самых различных задач. Именно ассоциативный эксперимент помогает выделить ядро языкового сознания.

          Цель доклада выявить изменения, которые произошли в ядре языкового сознания подростка за последние десять лет. Был проведен свободный ассоциативный эксперимент в школах г. Омска в 2011 – 2012 гг. Стимульный список состоял из 30 слов, объём выборки – 500 испытуемых, учащихся 10-11 классов. Полученные ассоциативные поля сравнивались с ассоциативными полями из ассоциативного словаря подростка Е. Н. Гуц (2005 г.). Сопоставительный анализ ассоциативных полей позволяет сделать вывод о изменениях, происходящих в языковом сознании современного подростка. Изменения зафиксированы не только в высокочастотных (ядерных) элементах ассоциативного поля, но главное – в единичных (индивидуально-личностных) реакциях.