Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Концептуальная, жанрово-тематическая и прагмастилистическая специфика современных СМИ > Толстикова Ж.А. Соотношение вербальных и невербальных средств выразительности в подводках программы «Молодежная редакция»
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Толстикова Ж.А. Соотношение вербальных и невербальных средств выразительности в подводках программы «Молодежная редакция»

 

Ж.А. Толстикова                                                           Научный руководитель

гр. ЯЖС-805-О                                                             д.ф.н., профессор Н.А. Кузьмина

Важнейшая характеристика телевизионного текста — его принципиальная креолизованность, поликодовый характер. Поликодовый текст строится на соединении в едином знаковом пространстве семиотически гетерогенных составляющих – вербального текста в устной или письменной форме, изображения, а также знаков иной природы. Телетекст, таким образом, является смысловым и композиционным единством вербальной и невербальной составляющих.

Помимо видеоряда, к невербальным знакам может относиться музыка, различным звуковые эффекты, компьютерная графика, а в случае студийной записи — жесты, поза, взгляд, интонация ведущих. Роль любого невербального элемента в смысловой структуре телевизионного текста чрезвычайно важна. При этом доминанта каждый раз может быть разной: в одних случаях очевидна вербальная доминанта телетекста, в других — звуковая, графическая и т. д.

Однако и для тележурналиста нет ничего важнее текста. При этом требования к тексту подводки и тексту сюжета не одинаковы. Так, в подводках используются конструкции, а также лексика, свойственные разговорной речи. С другой стороны, подводки более жестко ограничены по хронометражу, поэтому по сравнению с сюжетом в телетексте подводки заметно менее часто используются невербальные средства выразительности экранного языка.
В зависимости от доминантной составляющей (вербальной или невербальной: графическая, музыкальная, звуковая, видеоряд) представляется возможным составить типологию комбинированных средств выразительности. Однако в телетексте программы могут автономно использоваться как только вербальные средства выразительности, так и только невербальные (реже).