Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Зарубежная литература ХХ века > Сивашова Т.Н. «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон в контексте японской литературы эпохи Хэйан
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Сивашова Т.Н. «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон в контексте японской литературы эпохи Хэйан

 

Т.Н. Сивашова                                                                                      Научный руководитель

Гр. ЯФС – 820 – В                                                                                Е.В.Беликова

 

Культура Хэйанской эпохи - явление сложное и своеобразное. В ней причудливо сплавились элементы,  восходящие к глубокой древности, когда искусство было еще общенародным, с утонченной эстетикой, необычно рафинированным культом красоты. Любование красотой во всех её возможных гранях становится мироощущением образованных людей  и во многом формирует стиль искусства. Блистательная проза, изысканная поэзия, созданные Сэй Сёнагон и другими талантливыми женщинами Хэйана, отличаются совершенством стиля и филигранной утончённостью.

Японские женщины раннего средневековья – не только потребительницы и судьи отечественной литературы, но и лучшие её творцы. Именно они создали блистательную хэйанскую прозу. Среди них насчитывалось немало превосходных поэтесс. Все жанры хэйанской прозы обязательно включали в себя стихи. Дневники (никки) имели тенденцию превратиться в лирическую повесть – о своей жизни и любви. Таков написанный в десятом веке «Дневник летучей паутинки»  (Кагэро-никки). Женщина, автор этого дневника, именует себя «Матерью Митицуна» - собственного имени её не сохранилось. На исходе века пишутся «Записки у изголовья», а в начале одиннадцатого века современница Сэй Сёнагон, придворная дама Мурасаки Сикибу, создает один из величайших романов мира – «Гэндзи-моногатари»  (Повесть о принце Гэндзи). Список прекрасных литературных творений, созданных женщинами Хэйана, можно бы продолжить.

«Записки у изголовья» - богатейший источник информации. Этот «репортаж из глубины веков» содержит множество красочных и детальных сведений.  Он ведется проницательным и зорким наблюдателем и создает эффект соприсутствия. Книга Сэй Сёнагон многогранна. Бытовые сцены, анекдоты, новеллы и стихи, картины природы, описания придворных торжеств, поэтические раздумья, острые зарисовки обычаев и нравов, чередуясь, контрастно оттеняют друг друга. «Записки» написаны в жанре дзуйхицу (следование за кистью). Произведения, сочиненные в этом жанре, характеризуются фрагментарностью сюжета, нарушением хронологических рамок, но это отнюдь не создаёт впечатления незаконченности и несвязности произведения, а лишь подчёркивает его оригинальность.  «Записки у изголовья» - одно  из самых замечательных  творений японской классической литературы. Оно  оказало огромное влияние на японскую литературу и  получило мировую известность.