Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Зарубежная литература ХХ века > Уланова Н.О. Образ Офелии в философии стихий Г. Башляра
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Уланова Н.О. Образ Офелии в философии стихий Г. Башляра


Н.О. Уланова                                                                                      Научный руководитель

ЯФС – 801 – О                                                                                     Е. В. Беликова

Гастон Башляр, выдающийся французский философ и эстетик  XX в., посвятил несколько работ психоанализу стихий. В одной из них - «Вода и грёзы» (1942 г.) - раскрываются представления автора о стихии воды, причем ключевым термином Башляра становится «образ», а не знак и не архетип, как у К.Г. Юнга. В связи с этим в данной работе мы также будем придерживаться авторской терминологии.

На основе того, что древние задолго до начала собственного освоения водной стихии, то есть мореплаванья, предоставляли мёртвым пройти этот путь, Башляр предполагает, что смерть является не последним путешествием, а первым, а гроб – первой лодкой. Таким образом, вода является не только субстанцией жизни, но и субстанцией смерти. Согласно некоторым представлениям, покойник, растворяясь до элементарного уровня, ожидает либо переселения душ, то есть возвращения в привычный круговорот жизни, либо окончательного освобождения.

В связи с этим, по мнению Башляра, возникает 2 комплекса: Харона и Офелии. Все корабли призраков в литературе пронизаны символикой Харона как перевозчика душ людей, как представителя мира мёртвых, как хранителя тайн. Его путь всегда ведёт в Ад, он провожает души в смерть.

Комплекс Офелии также связан со стихией воды как субстанции смерти. Башляр считает, что Офелия изначально подаётся Шекспиром с дыханием смерти за спиной, и намёки на её близкую кончину звучат уже в монологе Гамлета, где он, обращаясь к возлюбленной, использует слово «нимфа». В случае Офелии вода фигурирует как смерть желанная. Причина не в безумии, не в стремлении к самоубийству, девушка поддаётся трагическому зову воды. Более всего Башляр делает акцент на такой творческой детали грёзы, как плывущая копна волос, что наталкивает его на сравнения с феями источников и прекрасными русалками.

Башляр приводит много литературных примеров разрастания образа Офелии в литературе. Достаточно самого маленького намёка, чтобы родился «комплекс Офелии». Смысл этого комплекса можно передать в следующих понятиях: река, бледность, луна, платье, погружение, возлюбленная, волосы, смерть и т. д. Это уже не типичная шекспировская Офелия, а образ, проведённый сквозь призму традиции и награждённый соответствующими коннотациями.