Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Зарубежная литература ХХ века > Брова К.А Проблемы средневековой эстетики в медиевистике У. Эко
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Брова К.А Проблемы средневековой эстетики в медиевистике У. Эко


К. А. Брова                                                                                           Научный руководитель

гр. ЯФС-820-В                                                                                       Е. В. Беликова

 

В нашей работе основное внимание будет уделено монографии Умберто Эко  «Искусство и красота в средневековой эстетике», поскольку это наиболее масштабное исследование ученого в области медиевистики. Данная книга представляет собой краткий очерк эстетических учений Средневековья. Здесь рассматриваются эстетические теории видных средневековых богословов: Альберта ВеликогоФомы АквинскогоБонавентуры, Дунса Скотта, Уильяма Оккама, а также философско-богословских школ: Шартрской, Сен-Викторской. У. Эко анализирует особенности средневековой ментальности и проблему понимания красоты средневековыми мистиками и ригористами. Автор подчеркивает, что нельзя рассматривать Средневековье как эпоху моралистического отрицания чувственно прекрасного. Это означало бы «не только поверхностное знание средневековых текстов, но и полное непонимание средневекового менталитета».[1] Средневековый человек принимал красоту только тогда, когда она совпадала с благом, божеством, «религия красоты не отделялась от религии жизни»[2]. Однако если с точки зрения исторической эта эпоха воспринимается как «тысячелетие мрака», то с точки зрения понимания вселенной в ней все преисполнено оптимистическим сиянием. Эстетика пропорций также занимает важную позицию в средневековом менталитете. Через нее, например, воспринималась музыка, душа и тело, микро- и макрокосм. В сознании человека того времени также укрепился принцип симметрии, эстетика света и цвета.

Эко полагает, что историческая реконструкция эпохи Средневековья должна прежде всего помочь нам лучше понять эту эпоху. Задача его исследования заключается в том, чтобы слышать не современное звучание истории, а показать, как действительно чувствовали и мыслили люди Средневековья, а не современный человек.



[1]  Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. М.: «Алетейя», 2001. С 11.

 

[2] там же С. 23.