Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Молодежная журналистика сегодня > Гаркуша А.А. Региональная специфика культурных радиопрограмм на примере радиопроекта «Культурная среда»
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Гаркуша А.А. Региональная специфика культурных радиопрограмм на примере радиопроекта «Культурная среда»

 

Гаркуша А.А.                                                                              Научный руководитель

ЯЖС-705-О                                                                                проф. Н.Н.Мисюров

.

С начала 1990-х гг. изменения в обществе, отсутствие цензуры привели к существенному увеличению числа радио- и телевизионных каналов и программ. Коммерциализация радиовещания привела к тому, что в погоне за прибылью, рейтингами и рекламой радиостанции стали все меньше выполнять свою социальную функцию по отражению интересов населения и его культурному просвещению. Принципиальные изменения в системе российского радиовещания вызвали необходимость определить, что такое культурное радиовещание в России сегодня.  К культурно-просветительским передачам на радио относятся аудиопроизведения, в которых отражены:

а) общекультурные традиции в их универсальном значении для общества;

б) состояние общественного мнения;

в) собственно культурные события.

Сегодня наблюдается очевидное снижение качества и количества культурного контента на радио: востребованными оказываются развлекательность содержания и подачи, интерес к частной жизни, потребительству, тенденция к стереотипизации и примитивизации эфира.

Радиостанция «Эхо Москвы» — информационно-разговорная радиостанция. Еженедельная аудитория — около 900 тыс. человек и около 1.8 млн. в остальных регионах России.

Электронные масс-медиа люди включают достаточно случайно. Это не газеты и журналы, за которые приходится платить деньги- нужно всего лишь включить радио и оказаться на той или иной волне. Между тем существует ядро — постоянные слушатели.

 Одним из самых важных внутренних факторов, определяющих деятельность «Эхо Москвы» – это его формат. Формат - это подбор и расположение программных элементов в последовательности, способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована станция.

Политика компании меняется в зависимости от запросов. Радиостанция «Эхо Москвы» возникала как альтернатива государственному радио. Затем, когда произошла революция в 1991 году, и когда свобода слова стала доминирующей, радиостанция стала информационной: новости каждые 15 минут — и данный формат просуществовал до 1996 года. В последствии на первое место выдвинули комментарии, на второе — новости, а на третье — дискуссии. Сейчас дискуссии вышли на первый план. Если раньше формат радиостанции «Эхо Москвы» был news and talk (новости и обсуждение), то сейчас news–opinion–discussion (новости–мнения–дискуссия).

Коммерческие станции в регионах можно разделить на два типа. На региональном уровне работают:

  1. Франчайзинговые (от англ, franchise – привилегия) коммерческие сетевые FM-станции – ретрансляторы московских, реже петербургских станций, которые платят за прием программ головной сетевой станции со спутника и дают в эфир от 1,5 до 6 часов передач местного производства.
  2.  Местные коммерческие FM-станции, имеющиеся во всех крупных городах (от 4 до 6 станций, иногда более).
  3. В некоторых крупных промышленных городах России также создаются частные медиа-холдинги.

Омская ветвь «Эхо Москвы» по данной классификации относится к первой группе радиостанций. Все проекты регионального СМИ подчинены логике московского формата. Так исследуемый в данной дипломной работе радиопроект «Культурная среда» является аналогом московской программы «Культурный шок». Данные радиопрограммы придерживаются формата еженедельного обсуждения важных событий культурной жизни.