Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Концептуальная, жанрово-тематическая и прагмастилистическая специфика современных СМИ > Босенко А.О. Две модели репрезентации концепта ‘любовь’ в современных женских журналах (на материале журналов "Крестьянка" и " Cosmopolitan")
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Босенко А.О. Две модели репрезентации концепта ‘любовь’ в современных женских журналах (на материале журналов "Крестьянка" и " Cosmopolitan")


А.О. Босенко                                                                                        Научный руководитель

гр. ЯЖС-705-О                                                                                    Н.А. Кузьмина

Журналы для женщин во все времена затрагивали тему любви, как одну из ключевых, основополагающих тем подобной прессы. В данной работе для исследования специфики текстовой репрезентации концепта ‘любовь’ мы выбрали два современных женских издания: «Крестьянку» и «Cosmopolitan».

Мы выдвинули гипотезу, что два этих издания представляют две системы ценностей: два разных взгляда на любовные отношения.

Цель этой работы - провести синхронный анализ концепта ‘любовь’ на материале текстов популярных журналов для женщин («Крестьянка» и «Cosmopolitan»).

Для описания текстовой репрезентации концепта мы использовали методику Е.Г. Малышевой, которая включает в себя составление и анализ формально-функционального тезауруса концепта и выявление на базе тезауруса доминантных  метафорических моделей с означаемым концептом.

Основным направлением журнала «Крестьянка» изначально считался женский труд во благо семьи и общества. Теме любви была отведена второстепенная роль: она рассматривалась лишь как неотъемлемая составляющая семейного благополучия. Однако, в переломный период российской истории (начало 90-х гг.) тематика «Крестьянки» стала расширяться: в материалах стали упоминаться супружеские измены, проблемы взаимопонимания и т.д. Именно поэтому мы решили начать исследование концепта ‘любовь’ с этого периода истории журнала.

Проанализировав формально-функциональный тезаурус изучаемого концепта, мы выделили доминантные концептуальные модели: ‘любовь - жалость’; ‘любовь - самопожертвование’; ‘любовь – прочный брачный союз’. Таким образом, в «Крестьянке» начала 90-х гг. любовь сводится к браку, семье, детям; чувство рождается и живет лишь в пределах семейного быта.

Дальнейшее исследование (на материале текстов современной версии издания) позволило проследить трансформацию когнитивного феномена и выделить новые концептуальные и метафорические модели (‘любовь – дружба’, ‘любовь – домашний очаг’ и др.) 

В 90-е годы в противовес «Крестьянке» в России начал издаваться аналог международного женского журнала «Cosmopolitan». С течением времени направление журнала не менялось, следовательно, содержание концепта ‘любовь’ тоже не претерпевало серьезных изменений. «Девушка в стиле Cosmo» не спешит заводить семью, в первую очередь она должна самореализоваться, поэтому любовь в текстах данного издания чаще всего рассматривается отдельно от брака. Доминантные концептуальные модели: ‘любовь – сказка’, ‘любовь – взаимопонимание’, ‘любовь – партнерство’, ‘любовь – наслаждение.