Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Концептуальная, жанрово-тематическая и прагмастилистическая специфика современных СМИ > Липатова А.И. Информационная программа на ТВ как континуальный медиатекст (на примерах новостных выпусков программ "Сегодня" ( НТВ) и "Вести-Омск" (ГТРК "Иртыш")
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Липатова А.И. Информационная программа на ТВ как континуальный медиатекст (на примерах новостных выпусков программ "Сегодня" ( НТВ) и "Вести-Омск" (ГТРК "Иртыш")

 

А.И.Липатова                                                                            Научный руководитель

Гр. ЯЖС-705-О                                                                          Н.А.Кузьмина   

 

Объектом исследования являются телевизионные подводки ведущих в информационных программах «Сегодня» (НТВ) и «Вести-Омск» (ГТРК «Иртыш»).

Рассматривать информационную программу можно глобально и считать текстом совокупность всех выпусков, а фрагментом более высокого уровня каждую отдельную программу. С «приветствия» начинается, а «прощалкой» заканчивается один выпуск, а не вся программа в целом. Это означает, что «прощалку» можно считать неким связующим звеном между отдельными выпусками- фрагментами единого континуального мультиобъектного текста. Эффект бесконечного разговора создается за счет анонсирования следующих программ. Связь между материалами журналистов в самом выпуске новостей обеспечивают, так называемые, фразы-зачины. Именно начальные слова подводки ведущего превращают все материалы в единый медиатекст.        

Фразы-зачины бывают нескольких типов. Мы проанализировали начальные реплики ведущих, используя две классификации. Первая - классификация газетных заголовков М.И Шостак (заголовок-хроника, заголовок—«бегущая строка», заголовок-резюме, прямое резюме, игровое резюме, резюме—парадокс, заголовок-цитата, заголовок-интрига, заголовок —«ужастик»), вторая - типология вступлений к телевизионной подводке И.Фэнга (вступление-бросок, вступление-зонтик, частное вступление, вступление-вопрос, отложенное вступление). Выяснилось, что образные вступления в новостных текстах больше свойственны программе «Вести-Омск». Местные журналисты чаще используют в подводках игровые заголовки, или, как называет их Фэнг, вступления-«броски», а также отложенные и частные вступления. Заголовочные комплексы к материалам в выпуске новостей на центральном канале, если смотреть классификацию Шостак, чаще всего, хроникальное вступления или заголовок-интрига. По Фэнгу, самое распространенное начало подводок на НТВ, так называемый, «зонтик», а также частное вступление.

Подводка не является отдельным журналистским материалом и самостоятельным текстом. Репортаж плюс слова ведущего можно рассмотреть как межфразовое единство. Заключительные слова ведущего обеспечивают плавный переход от подводки к тексту корреспондента. Финальные реплики подводок были проанализированы по собственной типологии, которую мы составили, руководствуясь наиболее частотными примерами «заключений» (фраза- стандарт, фраза-вопрос, фраза-эксклюзив, фраза-вывод).

Таким образом, подводки ведущих информационных программ мы рассмотрели по нескольким категориям. В подводке выделили три композиционные части: введение, главная часть, заключение. Заметим, что в реальной структуре в  рассказе ведущего не всегда соблюден прямой порядок следования трех содержательных элементов: это зависит от типа подачи новости и, конечно, от темы репортажа.

В текстах очень часто встречаются речевые стандарты (канцеляризмы, клише, штампы), присутствуют разговорные формы, а также узкоспециальные термины. Самое характерное выразительно-изобразительное средство для подводки - метонимия. Метафор в текстах не так много, иногда авторы медиатекстов допускают иронию. Среди интертекстуальных феноменов наиболее часто используется прямая цитация.