Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Концептуальная, жанрово-тематическая и прагмастилистическая специфика современных СМИ > Рыбалко С.А. Особенности восприятия прецедентных заголовков целевой аудиторией журнала «За рулем»
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Рыбалко С.А. Особенности восприятия прецедентных заголовков целевой аудиторией журнала «За рулем»


С.А. Рыбалко                                                                                      Научный руководитель

гр. ЯИС-702-О                                                                                    Н.А. Кузьмина

 

Для адекватного понимания интертекстуальных знаков, содержащихся в современных СМИ, необходим определенный уровень общекультурной и лингвокультурной эрудиции. Ведь для того, чтобы заметить и воспринять прецедентный текст, особенно трансформированный, нужно заранее знать его исходную форму и владеть его семантикой. Поэтому нами было проведено социологическое исследование, а именно – анкетирование.

Целью исследования было изучение узнаваемости прецедентных феноменов в заголовках журнала «За рулем». В качестве гипотезы было выдвинуто положение о том, что существует взаимосвязь между узнаваемостью цитат и полом, возрастом и социальным статусом читателей. Было опрошено 100 человек в возрасте от 19 до 59 лет. Респондентам была предложена анкета, содержащая 30 цитат разных видов.

Отметим, что при отборе прецедентных феноменов редактор должен в первую очередь ориентироваться на читателя, оценивать, поймет ли он прецедентные феномены, не возникнет ли трудностей с дешифровкой. Как показал социолингвистический эксперимент, принципиальных отличий между мужчинами и женщинами при опознавании прецедентных феноменов выявлено не было.  Однако заметим, что в большинстве случаев читателям со средним специальным образованием были знакомы только хорошо известные прецедентные феномены. Молодое поколение не понимает прецедентные феномены, в которых есть отсылки к советским реалиям, а старшее поколение не разбирается в современных фильмах, музыке и рекламе.  

Итак, с одной стороны, использование большого массива «элитарных» прецедентных феноменов показывает высокий уровень образования и культуры журналистов, пишущих для журнала, а с другой стороны – аудитория данного издания изначально была и остается разносторонней (это мужчины и женщины, люди разного возраста и с разным уровнем образования), поэтому с редакторской точки зрения возможна ориентированность на усредненного читателя, но тогда есть угроза превращения журнала в стандартизированный популярный журнал, использующий стандартные прецедентные феномены, понятные каждому носителю русского языка, а это может нанести серьезный урон имиджу такого авторитетного издания.