Главная > Учебная работа > Дополнительное образование > Современный русский язык: тенденции развития и их отражение в методике преподавания
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Информационно-аналитическая деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Информ. аналитика Туризм Магистратура
     

Современный русский язык: тенденции развития и их отражение в методике преподавания

АННОТАЦИЯ

 

Программа дополнительного профессионального образования

«Современный русский язык:

тенденции развития и их отражение

в  методике преподавания»

разработана Бутаковой Ларисой Олеговной,

д.филол.н., проф. завкафедрой русского языка

83812 245202 дом., 89136519082 моб.

Лариса Бутакова <larisabut@rambler.ru>

 

Программа направлена на формирование представлений и получение знаний в области теории современного русского языка в тех разделах, которые отличаются наибольшей значимостью теоретического подхода (грамматика, синтаксис), а также умений и навыков в тех частях, которые требуют прикладного применения (культура устной и письменной коммуникации, стилистика, риторика, жанроведение, принципы русской орфографии и пунктуации). Актуальным является ее направленность на органическое соединение теории и практики анализа с выходом на принципы преподавания языковых и речевых явлений, современные подходы к решению теоретических, методологических и методических проблем. Особая актуальность курса обусловлена недостаточно высоким уровнем речевой  культуры в сфере обиходно-деловой  коммуникации в городе и области и необходимостью подготовки специалистов,  способных  изменить ситуацию в лучшую сторону.

   

Объем программы:

 

программа повышения квалификации

количество аудиторных часов

лекции

практические занятия

лабораторные

занятия

семинары

«Современный русский язык:

тенденции развития и их отражение в методике преподавания»

40

14

6

12

 

Всего аудиторных часов:

 

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Программа позволяет получить современные представления о теории русского языка в основных ее разделах: функциональной грамматике, структурном и семантическом синтаксисе, теории коммуникаций, культуре речи, жанрологии, стилистике, пунктуации и орфографии. Кроме того, она дает возможность образовать практические навыки анализа языковых и речевых явлений с позиций  современных подходов к языку / речи, проводить профилактику речевых и грамматических ошибок, овладеть риторическими речевыми формами, основными жанрами письменной и устной речи и т.п. 

Цель предлагаемого повышения квалификации - обновление теоретических и практических знаний специалистов, освоение ими современных методов решения профессиональных задач; формирование адекватных представлений о языковой норме,  воспитание языкового вкуса в ситуации реального ослабления позиций литературного языка, умения ориентироваться в современной  нормативно-справочной литературе. 

Задачи программы – вооружить специалистов современными знаниями в области теории русского языка и практики анализа его основных явлений.

 

Слушателем данной программы является лицо, имеющее высшее образование.

Слушатель, освоивший программу,  должен:

2.1. обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ПК 1:    

-       демонстрировать знания современной научной парадигмы в области лингвистики и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов лингвистического исследования;

    ПК -2: 

-      демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области лингвистики;

     ПК -4: 

  к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований;

 

 2.2. владеть: 

 

-  коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3);

- навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);

- навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

- навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой лингвистической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК-7);

-  навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8);

- навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по русскому языку  в учреждениях общего и среднего специального образования; практических занятий по лингвистическим дисциплинам в учреждениях высшего профессионального образования (ПК-9);

- навыками подготовки учебно-методических материалов по отдельным лингвистическим дисциплинам (ПК-10);

 

2.3. уметь:

- выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (ПК-16);

-  выстраивать учебные занятия и внеклассную работу по русскому языку в учреждениях общего и среднего специального образования; практические занятия по лингвистическим дисциплинам в учреждениях высшего профессионального образования (ПК-9);

- планировать и осуществлять публичные выступления с применением навыков ораторского искусства (ПК-14);

 

2.4. знать:

- состояние современной научной парадигмы в области лингвистики и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов лингвистического исследования (ПК-1);

-  способы создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12);

- способы доработки и обработки (корректуры, редактирования, комментирования, реферирования и т. п.) различных типов текстов, актуальных в системе современной русской речи  (ПК-13);

-   способы подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований;

-  приемы библиографического описания;

-  основные библиографические источники и поисковые систем (ПК-7);

-  способы участия в научных дискуссиях, выступлениях с сообщениями и докладами,

-  типы устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

 

  1. ПРОГРАММА КУРСА

 

Темы лекционных занятий

 

Активные процессы в современной грамматике через призму морфологических категорий.

1. Динамика категорий рода и числа у имен существительных

2. Тенденция к аналитизму и качественности у имен прилагательных

3. Трудные случаи морфологического разбора частей речи

4. Глагол.

Категория залога и возвратность

Категория вида и внутриглагольное словообразование 

Категория состояния и омонимичные части речи (12 час.)

Содержание учебного материала: функциональная грамматика, части речи, морфологический разбор, грамматические категории, динамика развития грамматических категорий, омонимия в грамматике.

 

Культура письменных и устных коммуникаций. Риторика

  1. Норма в письменной и устной коммуникации. Нарушения языковых, ситуативных, стилистических норм. Словари современных норм русского языка.
  2. Функциональные стили с.р.я. и типы коммуникаций, Личностно-ориентированное и социально-ориентированное общение. Фатическое и информативное речевое поведение.
  3. Разговорная речь и ее жанры. Критерии нормативности в разговорной речи.
  4. Научный стиль: стилевые и жанровые особенности. Коммуникация в сфере науки: интер- и интрапрофессиональная коммуникация. Функционально-стилевая дифференциация научной речи. Стилевые черты научной речи и средства их создания. Логическая структура и композиция научного текста. Жанры научной речи: тезисы, рецензия, аннотация, реферат, конспект.
  5. Официально-деловой стиль: сфера его функционирования и жанровое разнообразие.  Устная деловая речь. ( 10 час.)

Содержание учебного материала: стиль речи, функциональный стиль, жанр речи, речевое поведение,  культура речи, норма,  нарушения нормы.

Современные синтаксические теории и практика анализа синтаксических единиц русского языка и речи  

  1. Единицы синтаксической системы и объекты синтаксического анализа.
  2. Минимальная структурная схема предложения как абстрактный образец. Система МСС.
  3. Предикативный и номинативный минимумы предложения. Виды расширителей МСС.
  4. Синтаксические связи слов в предложении.
  5. Сопоставительная характеристика основных видов подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
  6. Характеристика сочинительной связи в простом и сложном предложении, тексте..
  7. Спорные вопросы теории синтаксических связей в СРЯ.
  8. Проблема словосочетания в синтаксической науке.
  9. Главные члены предложения (подлежащее, сказуемое): средства выражения, семантика, разновидности.
  10. Структурная основа предложения: понятия подлежащего и сказуемого.
  11. Модально-временная парадигма предложения.
  12. Синтаксис текста.
  13. Типичные синтаксические ошибки и способы их предупреждения.  

 

  1. Предложение как минимальная коммуникативная единица синтаксиса и главный объект синтаксиса.
  2. Парадигматические категории простого предложения как его языковые признаки.
  3. Содержание предложения и методы его изучения.
  4. Компонентный анализ содержания предложения: компоненты объективного («диктумного») и субъективного («модусного») содержания.
  5. Понятие второстепенных членов предложения в традиционном синтаксисе.
  6. Односоставные простые предложения в соотношении с двусоставными.
  7. Проблема номинативных предложений.
  8. Осложненные простые предложения.
  9. Актуальное членение простого предложения: понятие темы и ремы.
  10. Понятие о сложном предложении.
  11. Сложносочиненные предложения.
  12. Сложноподчиненные предложения.
  13. Бессоюзные сложные предложения в сопоставлении со сложносочиненными и сложноподчиненными. (14 час.)

Содержание учебного материала: объект синтаксиса, единица синтаксиса, связь, сочетание, предложение, высказывания, минимальная схема предложения, предикативная основа предложения, коммуникативная организация высказывания, актуальное членение, тема, рема, модус, диктум. 

 

Принципы русской орфографии. Типы и виды орфограмм.

  1. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.
  2. Роль пунктуации в письменном общении. Смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация  и интонация (4 час.) .

Содержание учебного материала: принцип орфографии, орфограмма, принцип пунтктуации, пунктограмма.

 

Темы практических занятий

Активные процессы в современной грамматике через призму морфологических категорий

1. Специфика преподавания грамматики с учетом современных теоретических подходов  и развивающихся системных тенденций.

2. Типичные грамматические ошибки и способы их предупреждения.   (4 час.)

содержание учебного материала: функциональная грамматика, грамматические теории современного русского языка, грамматические классы, функционально-семантические разряды, функционально-грамматические поля, грамматические категории, грамматическое значение, речевые ошибки, грамматические ошибки.     

 

Культура письменных и устных коммуникаций. Риторика

 

3. Жанры разговорной речи: риторические жанры (комплимент, тост,  похвальная речь,  светская беседа, беседа с незнакомым человеком).

4. Спор   (4 час.)

содержание учебного материала: социальная стратификация языка, разговорная речь, литературный язык, жанр речи, жанр разговорной речи; устная коммуникация, письменная коммуникация, способы формирования устных и письменных коммуникативных навыков.

 

Современные синтаксические теории и практика анализа синтаксических единиц русского языка и речи  

5. Синтаксические связи: разновидности, уровни реализации, средства.

6. Предикативный и номинативный минимумы предложения. Виды расширителей МСС.

7. Сложносочиненные предложения.

8. Сложноподчиненные предложения.

9. Бессоюзные сложные предложения в сопоставлении со сложносочиненными и сложноподчиненными. ( 4 час.)

содержание учебного материала: синтаксическая связь, сочинительная связь с словосочетании, предложении, тексте; типы подчинительной  связи - согласование, управление, примыкание; предложение, простое и сложное предложения, союзные и бессоюзные  сложные предложения.  

Принципы русской орфографии и пунктуации 

10. Принципы русской пунктуации и функции знаков препинания. Типы и виды орфограмм. Специфика формирования орфографических и пунктуационных навыков (2 час.)

содержание учебного материала: принципы русской  пунктуации, принципы русской орфографии, пунктограмма, орфограмма, связь пунктуации и синтаксиса, авторские знаки препинания. 

Темы лабораторных занятий

Активные процессы в современной грамматике через призму морфологических категорий.

1. Типичные грамматические ошибки и способы их предупреждения.     (2 час.)

 содержание учебного материала: грамматические  ошибки, грамматические ошибки, связанные с образованием формы слова, грамматические ошибки, связанные с образованием грамматической структуры.                                                                   

 

Культура письменных и устных коммуникаций. Риторика

2. Специфика выработки навыков устной и письменной коммуникаций

(2 час.)

содержание учебного материала: речевая коммуникация,  письменная коммуникация, устная коммуникация, речевая стратегия, речевая тактика, коммуникативный круг, коммуникативная кооперация, максимы качества и количества.  

 

Современные синтаксические теории и практика анализа синтаксических единиц русского языка и речи  

3.  Анализ типов простых предложений (2 час.)

содержание учебного материала: предложение, простое предложение, типы простых предложений, осложнение простого предложения, простые полные и неполные предложения.

 

 

Темы семинаров

 

Активные процессы в современной грамматике через призму морфологических категорий.

  1. Трудные случаи морфологического разбора частей речи
  2. Категория вида и внутриглагольное словообразование (4 час.)

 содержание учебного материала: морфологический разбор разных частей речи, переходные случаи в грамматике, параметры определения частеречной принадлежности, проблема глагольных форм и глагольных слов, грамматические категории глагола, категория вида - лексические и грамматические признаки.       

 

Культура письменных и устных коммуникаций. Риторика

3. Жанры научной речи: тезисы, рецензия, аннотация, реферат, конспект.

4. Переговоры: вербальная и невербальная составляющая деловой беседы. Язык деловых бумаг.  (4 час.)

содержание учебного материала: понятие научной речи, отличительные черты научной речи, жанры устной и письменной научной речи и их специфика: наличие стандарта,  определенная коммуникативная задача, ограниченный объем, «интертекстуальность»; понятие деловой  устной  речи, вербальные и невербальные компоненты деловой речи, специфика коммуникативного взаимодействия в жанре переговоров, речевые стратегии  и тактики участников и  роль переговорщика в  достижении ведущей коммуникативной цели.  

 

Современные синтаксические теории и практика анализа синтаксических единиц русского языка и речи  

5.      Содержание предложения и методы его изучения.

6.      Коммуникативная организация высказывания и текста.  (4 час.)

содержание учебного материала: понятие предложение, высказывания, текста, их отличия, разные подходы к предложению и высказыванию, грамматическая структура высказывания и ее отношения с коммуникативной структурой, понятия темы и ремы, способы взаимодействия компонентов коммуникативных структур высказываний в ходе развития текста - последовательное, параллельное .   

 

Форма итогового контроля – зачет (экзамен).

Вид итогового контроля  - деловая игра, предполагающая применение прикладных умений вести деловую и научную коммуникацию, анализировать письменный текст, замечать речевые и грамматические ошибки, редактировать ненормативный письменный текст в области его структурной (синтаксической, грамматической, пунктуационной и т.п.) и содержательной (информативной, коммуникативной, логической, смысловой) организации. 

требования к нему.

 

10. ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература

 

  1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М., 1976.
  2. Булыгина Т. В., Шмелев А. Д. Языковая концептуализация мира. М., 1997.
  3. Виноградов В. В. Русский язык. М., 1972
  4. Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982.
  5. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. – М., 1998.
  6. Иссерс О. С. Стратегии и тактики русской речи. Омск, 1999.
  7. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976.
  8. Кошелев А. Д. Еще раз о значении имени существительного // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.
  9. Кубрякова Е. С. Части речи в ономасиологическом освещении. М., 1978.
  10. Кубрякова Е. С. Части речи с когнитивной точки зрения. М., 1997.
  11. Лекант П.А., Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. Современный русский язык. – М.: Дрофа, 2002.  
  12. Мельчук И. А. Курс общей морфологии. Т. 1- 2. Москва, Вена. 1997 – 1998.
  13. Мечковская Н.Б., орманн Б.Ю. , Супрун А.С., Плотников Б.А. Общее языкознание. Структура языка. Типология языков и лингвистика универсалий. Минск, 1995.
  14. Одинцова М.П. Главные члены и минимальная структурная схема… // Вестник ОмГУ. 1996. № 1.
  15. Падучева Е.В. Семантические исследования. Семантика видо-временных форм. – М., 1996.
  16. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Рольф, 2002.
  17. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: в 2 частях. / под ред. Дибровой Е.Т. – М.: Академия, 2006. 
  18. Фоменко Ю.В. К спорам о предмете синтаксиса. // Вопросы структуры и функционирования русского языка. Томск, 1980.
  19. Чеснокова Л.Д. Синтаксические связи слов в русском языке. М., 1980.

 

Дополнительная литература

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. – Ростов – на – Дону, 2001.
  2. Глинкина Л.А. Этимологические тайны русской орфографии. Словарь-справочник. Оренбург, 2001.
  3. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М., 1977.
  4. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. М.,1997.
  5. Колшанский. Г.В. Коммуникативная единица и структура языка. М., 1984;
  6. Кузин Ф.А.. Культура делового общения. М.,1996.
  7. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990.
  8. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. Тверь, 1995.
  9. Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995). – М., 1996.
  10. Солганик Т.Я. Стилистика текста. М., 1988;
  11. Чернышов А. С. Практикум  по решению  конфликтных педагогических  
  12. Шмелёв, А. Д., Зализняк, Анна А. Введение в русскую аспектологию. – М., 2000

 

12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В результате обучения специалист-филолог

  • будет иметь представления об основных этапах развития теории русского языка;
  • сформирует представление о сущности изученных разделов науки о языке, ее объектах, структурных и функциональных единицах;
  • получить общее представление о функциональных процессах в области грамматики и синтаксиса русского языка,  речи;
  • практически освоит жанры научной, деловой речи, тактику ведения деловых переговоров,  стратегии и тактики русской речи;
  • научится производить грамматический и семантический анализ слова, словоформы, предложения, высказывания, текста, моделировать структуры словосочетания, простого и сложного предложений, строить модели их логического и коммуникативного членения;  
  • выработает навыки морфологического, синтаксического, коммуникативного, орфографического и пунктуационного анализов;
  • освоит навыки современного преподавания системы русского языка и русской речи.

 

 

Средства и методы обучения.

Методы - объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, имитация коммуникативной и  учебной  ситуаций, деловая игра,

Средства – учебные пособия, учебники, раздаточный материал, электронные учебные пособия и программы, презентации.    

 

По окончании обучения и при условии выполнения учебного плана слушателю выдается удостоверение о краткосрочном повышении квалификации государственного образца.

 

Конкурентные преимущества лиц, освоивших программу: наличие современных представлений о русском языке как динамической саморазвивающейся системе, имеющей во всех своих участках специфические проявления общих закономерностей организации;  получение представлений и знаний об актуальных подходах к подсистемам языка как функциональным объектам  (грамматика, синтаксис, прагматика, риторика, стилистика, культура речи); формирование умений в современном лингвистическом ключе анализировать любые явления языка / речи и обучать в интерактивных формах учащихся.