Главная > Учебная работа > Дополнительное образование > Создание и редактирование текстов СМИ
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Информационно-аналитическая деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Информ. аналитика Туризм Магистратура
     

Создание и редактирование текстов СМИ

  

ПРОГРАММА дополнительного ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

72 часа

 

Омск 2011г.

 

АННОТАЦИЯ

 

 

Программа дополнительного профессионального образования

«СОЗДАНИЕ И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ СМИ»

разработана Малышевой Еленой Григорьевной, канд. филол. наук,

доцентом кафедры стилистики и языка массовых коммуникаций.

 

Программа направлена на формирование представлений и получение знаний в области теории и практики современной  медиалингвистики, современного медиадискурса, в том числе в жанровом и прагмастилистическом аспектах, а также методики редактирования текстов СМИ разных типов. Кроме того, программа имеет целью формирование умений и навыков в тех частях, которые требуют прикладного применения (создание текстов СМИ разных жанров, культура устной и письменной коммуникации, стилистика, жанроведение, речевое воздействие). Актуальным является как использование современных теоретических  подходов к решению методологических и практических задач, так и  направленность на органическое соединение теории и практики с выходом на принципы создания и редактирования текстов СМИ. Особая актуальность курса обусловлена недостаточно высоким уровнем компетенции специалистов, работающих в редакциях СМИ  в городе и области, и необходимостью подготовки специалистов,  обладающих теоретическими знаниями и – главное – практическими компетенциями в сфере современных медиакоммуникаций.

 

Объем программы:

 

программа повышения квалификации

количество аудиторных часов

лекции

практические занятия

лабораторные

занятия

семинары

Создание и редактирование текстов СМИ

32

16

22

2

 

Всего аудиторных часов: 72

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

 

            Программа позволяет получить современные представления о теории современной медиалинвистики и медиадискурса, в том числе в жанровом, прагматическом и лингвоантропологическом аспектах, о  специфике современной медиакоммуникации, об активных процессах, происходящих в различных областях современного русского языка применительно к СМИ. Кроме того, она дает возможность выработать практические навыки анализа языковых и речевых явлений с позиций  современных подходов к языку СМИ, проводить профилактику коммуникативных неудач, жанровых несоответствий, речевых и грамматических ошибок, овладеть современными  жанрами печатной, сетевой, теле- и радиожурналистики и навыками редактирования соответствующих текстов. 

   Цель предлагаемого повышения квалификации - обновление теоретических и практических знаний специалистов, освоение ими современных методов решения профессиональных задач; формирование адекватных представлений о динамических процессах в жанровой и языковой составляющих медиакоммуникации,  воспитание языкового вкуса в ситуации реального ослабления позиций литературного языка в СМИ и умения верно оценивать прагмастилистическое своеобразие современных публицистических текстов. 

            Задачи программы – вооружить специалистов современными знаниями в области теории медиадискурса и практики написания и редактирования текстов СМИ с учетом специфики современного журналистского текста, а именно жанровых и прагмастилистических особенностей, канала передачи информации, типа языковой личности, продуцирующей данные тексты, и своеобразия взаимодействия адресанта и адресата медиадискурса.

 

            Слушателем данной программы является лицо, имеющее высшее образование.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Слушатель, освоивший программу,  должен:

 

обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

- понимать сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК 4);

- понимать роль аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представлять основные характеристики аудитории современных российских СМИ, знать основные методы ее изучения (ПК -15);

- ориентироваться в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста (ПК -17);

- понимать сущность журналистской деятельности как многоаспектной, включающей подготовку собственных публикаций и работу с другими участниками производства текстов СМИ (привлекаемыми авторами, аудиторией); индивидуальную и коллективную деятельность; текстовую и внетекстовую работу (проектную, продюсерскую, организаторскую) (ПК-21);

 

владеть:

- знанием общих отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ, мобильных медиа), их типов и видов, базовых типологических характеристик (ПК-8);

- знанием основных требований, предъявляемых к информации в СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения) (ПК-26);

- пониманием содержательной и структурно-композиционной специфики массовой информации (ПК-25);

- углубленным знанием особенностей новостной журналистики и представлением о специфике других направлений (проблемно-аналитическая, расследовательская, художественно-публицистическая журналистика) (ПК-27);

 

уметь:

- работать в условиях мультимедийной среды и конвергентной журналистики, готовить медиапродукт в разных знаковых системах (вербальной, аудио-, видео-, фото-, графика) (ПК-32);

- выбирать и формулировать актуальную тему материала, сформировать замысел (или сделать сценарную разработку), определять дальнейший ход работы) (ПК-39);

- собирать необходимую информацию (работать с источниками информации, применять разные методы), осуществлять ее проверку, селекцию и анализ (ПК-40);

- оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах – печатных, вещательных, онлайновых, мобильных (ПК-41);

- редактировать печатный текст, аудио-, видео- или интернет-материал, приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов (ПК-42);

 

знать:

- фонетические, лексические, грамматические, семантические, стилистические нормы современного русского языка в целом и особенности их применения в практике современных СМИ (ПК-30);

- принципы работы с источниками информации и методы ее сбора (интервью, наблюдения, работы с документами), селекции, проверки и анализа, а также методы прецезионной (точной) журналистики (ПК-23);

- особенности массовой информации, задачи и методы технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, (ПК-25);

- наиболее распространенные форматы печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, их современную жанровую и стилевую специфику (ПК-28).

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

Темы лекционных занятий

 

Активные процессы в языке современных СМИ.

 

  1. Внутренние и внешние причины языковых изменений. Смена коммуникативной парадигмы в постперестроечной России. Вариантность языкового знака и понятие языковой нормы – 2 часа.
  2. Семантические изменения в современной лексике. Эвфемизмы в языке СМИ – 2 часа.
  3. О понятии концептуальной метафоры. Метафора как способ отражения современной общественной жизни. Традиционные и новые метафоры в СМИ – 2 часа.

 

Содержание учебного материала: понятие коммуникативной парадигмы, языковая норма, семантика слова, заимствованная лексика, стилистическая окраска слова, понятие концептуальной метафоры, система базовых концептуальных метафор в СМИ.

 

Современные печатные СМИ.

                  1.         Феномен корпоративной прессы. Корпоративная пресса: прошлое и настоящее. Система корпоративных СМИ. Формальные и содержательные характеристики корпоративных СМИ. Классификация корпоративной прессы: b2b (business-to-business), b2c (business-to-client), b2p (business-to-personnel). Аутсорсинг – 2 часа.

                  2.         Таблоид – формат ХХI века. Английский эксперимент (Independent, Times, Evening Press, Scotsman). Европейские компактные версии: Le Monde (Франция), Dagens Nyheter, Goteborgs - Posten, Sydsvenska Dagbladet (Швеция), Gazet van Antwerpen (Бельгия). «Таблоидное» влияние в Германии (Welt Kompakt).Таблоид – печатные спецификации. Плюсы и минусы компактных изданий. «Берлинер» - попытка компромисса (Guardian). Журнальные мини-форматы («Ваш досуг», «Burda»-mini, «Cosmopolitan»). Мужской vs. Женский (Men ' s Health - Glamour). Таблоид: «желтая пресса» vs. «качественное издание». Реклама в таблоидах. Читательская аудитория. Таблоид на российском газетном рынке. Обзор омских таблоидов – 2 часа.

                  3.         Медиатекст в контексте постмодернизма. Основные черты парадигмы постмодерна. Постмодернистские тенденции в современном медиатексте. Автор как речевая структура и как  субъект журналистской деятельности. Эмотивность и экспрессивность (средства выразительности). Стилистика постмодерна в журналистике (интертекстуальность, цитатность, монтаж, смешение стилей, жанров) - 2 часа.

                  4.         Игровые стратегии в медиатексте. Языковая игра – важнейший компонент эстетики постмодерна (карнавальность, релятивизм и маргинализация). Функции языковой игры в дискурсивном пространстве СМИ. Текстообразующие механизмы языковой игры. Интертекстуальность (цитатное письмо). Интерстилевое тонирование. Смеховая культура. Виды комического. Ирония как доминанта современного медиасознания. Способы игровой дискредитации - 2 часа.

Содержание учебного материала: корпоративная пресса, таблоид, медиатекст, стилистика постмодернизма, интертекстуальность, языковая игра, ирония, интерстилевое тонирование.

 

Современная сетевая журналистика.

 

                  1.         Интернет-СМИ  как  веб-издание: определение, специфические свойства Проблема статуса интернет-изданий. Типология  интернет-СМИ. Новые СМИ (публицистика на блогах и форумах, авторские веб-сайты, гражданская журналистика)) Региональные  интернет-порталы  как особый тип интернет-СМИ – 2 часа.

                  2.         Критерии создания и анализа Интернет-СМИ. Технический, эстетический и информационный аспект веб-издания. Информационный аспект и контент интернет-проекта.  Понятие юзабилити как «полезности» ресурса – 2 часа.

                  3.         Работа над текстом.  Особенности восприятия  текста  с экрана монитора. Электронный гипертекст как  особый  тип текста, его основные свойства. Структурные (композиционные) элементы гипертекста  и их особенности.  Гиперссылки, их виды и принципы работы с ними. Основные требования к верстке веб-издания – 2 часа.

                  4.         Понятие  поисковой оптимизации сайта. SEO-копирайтинг, seo-тексты – 2 часа.

 

Содержание учебного материала: веб-издание, интернет-СМИ, блог, социальные сети, конвергентная журналистика, мультимедийность, интерактивность, нелинейность, контент, юзабилити, веб-страница, дезориентация и когнитивная перегрузка, навигация,  гиперссылка,  гиперссылочный комплекс, оптимизация под поисковые запросы, seo-тексты, метатеги.

 

Современная телевизионная журналистика.

 

                  1.         Понятие «телевизионного дискурса». Специфика современного теледискурса и телетекста. Универсальные и специфические стратегии и тактики теледискурса. Адресанты и адресаты теледискурса: особенности взаимодействия в условиях опосредованной телекоммуникации. Специфика телевизионной речи. Система жанров современного теледискурса. Современная телевизионная картина мира и ее концептуальные доминанты. Концепты, подвергающиеся «смысловой рекомбинации» в условиях теледискурса. – 2 часа.

                  2.         Массово-информационный (новостной) теледискурс. Концептуальные доминанты, система жанров, речежанровая структура новостной телепрограммы, языковая личность ведущего новостной программы, языковая специфика новостных телетекстов. Презентационный характер современного массово-информационного дискурса. Имиджевые функции массово-информационного дискурса. Формирования и коррекция картины мира массового адресата посредством новостного дискурса – 2 часа.

                  3.         Спортивный теледискурс. Система жанров спортивного теледискурса. Прямой репортаж как базовый жанр спортивного дискурса, его коммуникативно-прагматические характеристики. Понятие о медиаспорте.  Идеологемы СПОРТ и ОЛИМПИАДА как доминанты современного теледискурса – 2 часа.

 

Содержание учебного материала: телевизионный дискурс, телетекст, креолизованный текст, адресант и адресат медиадискурса, телевизионная картина мира, идеологемы и этические концепты СМИ, массово-информационный дискурс, языковая специфика новостей, современный русский спортивный дискурс.

 

  Современная радиожурналистика.

 

                1.       Радиодискурс и радиотекст: к вопросу о специфике. Особенности радиокоммуникации. Понятие радиодискурса. Языковая и текстовая неоднородность радиодискурса. Специфика современного радиотекста. особенности функционирования креолизованного текста – 2 часа.

                2.       Современное развлекательное радиовещание. Многообразие жанров СМИ и специфика жанровой системы радиодискурса. развлекательное радио в условиях новой развлекательной парадигмы. Жанры развлекательного радио и их языковые особенности. Специфика «спонтанного» радиодискурса. особенности создания комического эффекта в условиях радиопередачи – 2 часа.

                3.       Речь радиоведущего. Стратегии и тактики современного радиодискурса. Современный радиоведущий как языковая личность – 2 часа.

 

Содержание учебного материала: понятие радиодискурса, креолизованный текст, радиотекст, коммуникативные стратегии и тактики, языковая личность, языковая игра.

 

Темы практических занятий

 

Активные процессы в языке современных СМИ.

 

                  1.         Активизация заимствованной лексики. Новые заимствования и особенности их функционирования в языке СМИ. Стилистические изменения в современной лексике. Сниженная и высокая лексика в языке современных СМИ – 2 часа.

 

Содержание учебного материала: понятие языковая норма и речевая ошибка, стилистический недочет, семантика слова, заимствованная лексика, стилистическая окраска слова, жаргонизация языка СМИ, ключевые слова текущего момента и слово года, языковой вкус и языковая мода.

 

Современные печатные СМИ.

 

                         1.  Современные печатные СМИ. Профильные модели корпоративных СМИ: технические параметры и тип корпоративных изданий ФГУП «Почта России».  Омские корпоративные издания – 2 часа.

                         2.  Тексты таблоидов с точки зрения стилистики и литературного редактирования - 2 часа.

                         3.  Метафорическое моделирование в современном медиатексте. Базовые метафоры современных печатных СМИ (медицинская, театральная, военная, спортивная, морбиальная). Развернутые метафоры как примета авторского стиля и/или жанра. Роль метафоры в организации современного медиатекста (серьезные издания, глянцевые и таблоиды) – 2 часа.

                         4.  Интертекстуальность как текстовая категория. Интертекст как философская модель описания динамических процессов в языке и творчестве. Понятие интертекстуальности. Фигуры интертекста: цитирование, парафраз, аппликация, аллюзия. Метатекст и прототекст. Виды прототекстов. Прецедентные феномены как вид интертекста. Классификация цитат. Цитатное письмо. Особенности функционирования цитат в современном медиа-тексте – 2 часа.

                         5.  Медиатекст в аспекте культуры речи. Стилистические, коммуникативные, речевые ошибки и способы их редактирования – 2 часа.

 

Содержание учебного материала: модели корпоративных СМИ, региональные СМИ, таблоид, метафорическое моделирование, фигуры интертекста, прецедентные феномены, языковые ошибки в медиатексте. 

 

Современная сетевая журналистика.

 

                     1.       Основная терминология Интернета.  CMS-системы, популярные контент-редакторы. HTML - язык разметки гипертекста. Основные html- теги – 2 часа.

                     2.       Требования к заголовкам веб-СМИ.   Создание «текста для просмотра». Гиперссылки, их виды и принципы работы с ними – 2 часа.

                     3.       Работа с поисковыми запросами и определение ключевых слов. Оптимизация под поисковые запросы заголовка и текста. Работа с метатегами – 2 часа.

 

Содержание учебного материала: браузер, сайт, домен,  провайдер, веб, IP, HTML, URL,

html-теги, CMS-система, принцип «перевернутой пирамиды», компрессия, зоны максимальной информационной нагрузки, гиперссылочный комплекс, поисковый запрос,  оптимизация, SEO-копирайтинг, метатеги, облако тегов.

 

Современная телевизионная журналистика.

 

                     1.       Интервью. Виды интервью. Современная модификация жанра интервью. Языковая личность интервьюера. Прагмастилистическое своеобразие телевизионных программ, «построенных» на интервью. Жанровая и прагмастилистическая специфика телевизионных жанров «ток-шоу», «репортаж», «журналистское расследование» - 2 часа.

 

Содержание учебного материала: жанры телевизионных СМИ, прагмастилистическое своеобразие жанров «ток-шоу», «репортаж», «расследование», понятие о видах интервью, стилистическая специфика современного интервью на телевидении.

 

Современная радиожурналистика.

 

                  1.         Выразительные средства языка радио. Языковые средства радиотекстов. Тропы и фигуры в радиосюжетах. Радийная фоностилистика, распространенные стилистические ошибки в радиопередаче и способы их устранения – 2 часа.

 

Содержание учебного материала: понятие «выразительные средства», тропы и фигуры, звуковой образ, фоностилистика, языковая норма и речевая ошибка, стилистическая ошибка.

 

Темы лабораторных занятий

 

Современные печатные СМИ.

                         1.  Медиатекст: от идеи до воплощения. Отработка практических навыков самостоятельного создания медиатекстов различных жанров – 2 часа.

Содержание учебного материала: медиатекст, жанры медиатекста, прагмастилистическая специфика медиатекстов разных жанров.

 

Современная телевизионная журналистика.

  1. Система жанров новостной телевизионной программы. Новостная программа как вторичный речевой жанр. Первичные речевые жанры в структуре телевизионных новостей. Языковая личность ведущего новостной программы. Стилистические особенности новостных телетекстов. Редактирование новостных телетекстов – 4 часа.
  2. Аналитические жанры спортивной тележурналистики. Анализ креолизованных текстов спортивной тематики – 2 часа.
  3. Коммуникативная типология языковых личностей русских спортивных телекомментаторов. Анализ речежанровой и прагмастилистической специфики текстов, продуцируемых спортивными телевизионными комментаторами – 2 часа.

 

Содержание учебного материала: новостная телевизионная программа, жанры новостного телевидения, вторичный и первичный речевые жанры, языковая личность новостного ведущего на телевидении, написание и редактирование новостного телетекста, жанры телевизионной спортивной журналистики, методика редактирования креолизованного текста, тип дискурсивной языковой личности спортивного телекомментатора.

 

Современная радиожурналистика.

 

                  1.         Понятие «звуковой образ». Формообразующие и стилеобразующие средства радиовещания. Интонации речи. Музыкально-шумовой компонент и работа с его выразительными возможностями. Реверберация, «прием Буратино», звуковая мизансцена, голосовой грим. Выразительные возможности монтажа на радио. Виды монтажа. Радийный коллаж – 3 часа.

 

                  2.         Основы редактирования радиопередач. Коммуникативные неудачи на радио и способы их коррекции. Работа радиожурналиста над текстом. Специфика редактирования радиотекстов различной жанровой принадлежности – 3 часа.

 

Содержание учебного материала: понятие звукового образа, виды монтажа, радийный коллаж, коммуникативные неудачи, редактирование радиопередачи.

 

Темы семинарских занятий

 

Активные процессы в языке современных СМИ.

 

  1. Активные процессы в морфологии и синтаксисе. Выразительные возможности морфологических и синтаксических категорий в СМИ – 2 часа.

 

Содержание учебного материала: динамика развития грамматических и синтаксических категорий, креативный потенциал грамматических средств в текстах СМИ.

 

 

Форма итогового контролятеоретический зачет, направленный на проверку полученных теоретических знаний в области современной медиакоммуникации; творческий экзамен, предполагающая применение прикладных умений и навыков по написанию, анализу и редактированию текстов СМИ разных жанров и разной природы (печатный, интернет, радиотекст, телетекст). 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература

 

  1. Бернштейн С.И.Язык радио. М., 1977.
  2. Богуславская В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов. Изд-е 2-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.
  3. Бурдье П. О телевидении и журналистике.  М., 2002.
  4. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2003.
  5. Васильев А.Д. Слово в телеэфире. Очерки новейшего словоупотребления. М., 2004.
  6. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка: Учеб. пособие для вузов. М. : Высшая школа, 1986.
  7. Добрынин С. Анализ  сайта // URL: http://www.profyclass.ru/index.htm.
  8. Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.
  9. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск, 1999.
  10. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: учебное пособие. М., 2005 // URL: http://www.evartist.narod.ru/text16/022.htm.   
  11. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб, 1999.
  12. Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. М., 2007.
  13. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М., 2002.
  14. Кэрролл В. Новости на ТВ.  М., 2000.
  15. Лазарева Э.А. Речь журналиста на телевидении. Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во «Уральский университет», 2000.
  16. Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  17. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005 // URL: www.journ.msu.ru.
  18. Медиа. Введение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям (020000) и специальностям «Связи с общественностью» (350400) и «Реклама» (350700) / Под ред. А.Бриггза, П.Кобли; Пер. с англ. [Ю.В.Никуличева]. 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  19. Мурзин Д.А. Феномен корпоративной прессы. М.: Хроникер, 2005.
  20. Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). М., 1996.
  21. Сенкевич М.П. Культура радио- и телевизионной речи. М., 1997.
  22. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХ века. Спб., 2002.
  23. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». М.: Аспект Пресс, 2002.
  24. Телевизионная журналистика.  М., 2002.
  25. Тулупов В.В., Колосов А.А., Цуканова М.И., Сапунов В.И., Бобряшов А.А. Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет. Учебник / под ред. В.В. Тулупова. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2008.
  26. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 
  27. Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России.  М., 2002.
  28. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале. Екатеринбург, 2001.
  29. Шостак М.И. Журналист и и его произведение. М.: Гендальф, 1998. 

 

Дополнительная литература

 

 

  1. Барт Р. Удовольствие от текста // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика /пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. С. 462-518.
  2. Вартанов А. Актуальные проблемы телевизионного творчества. М., 2003.
  3. Васильева Л.А. Делаем новости!  М., 2002.
  4. Вепрева И.Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. Екатеринбург, 2002.
  5. Ворошилов В.В. Журналистика: Учеб. [для вузов]. СПб., 2002.
  6. Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения// Политическая лингвистика. Вып.20. Екатеринбург, 2006. С. 180-189.
  7. Горбаневский М., Караулов Ю., Шаклеин В. Не говори шершавым языком. М., 1999.
  8. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства: Учеб. для вузов. М.: Высшая школа, 1989.
  9. Дегтяренко Д. К. Корпоративные издания в России. Виды, функции, задачи // «Среда», 2002, № 8-9.
  10. Дедова О.В. Теория гипертекста и гипертекстовые практики в Рунете. М., 2008.
  11. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). Изд. 2-е, стереот. М., 2005.
  12. Жельвис В.И. Поле брани: Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М., 1997.
  13. Иваницкий В.Л. Концепция периодического издания и его коммуникативная стратегия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика, 2005, № 5. С. 71-77.
  14. Ильина Т., Корб В. Делаем хорошие новости. Омск, 2002.
  15. Калмыков А.А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация: автореф. дисс… докт. филол. наук. М., 2009.
  16. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.
  17. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2-е изд. М.: Академический проект, 2006.
  18. Киселев А.П. Формообразование и оформление газеты // Вестник МГУ. Сер. XI. Журналистика. М., 1992, №2. С. 6 -12.
  19. Колесов В.В. Русская речь: Вчера. Сегодня. Завтра. СПб, 1998.
  20. Коньков В.И. Являются ли СМИ могильщиками русского языка?// Мир русского слова, 2001, № 3.
  21. Коньков В.И. СМИ как речевая реальность // Мир русского слова, 2002, №5.
  22. Копочева В.В. Психологические факторы лингвистического заимствования // http://www.auditorium_ru.html.
  23. Коровка А.А. Пресса Сбербанка России // «Журнал RELGA», 2001, №13.
  24. Лапина Е.В. Специфика и назначение внутрикорпоративного издания // Журналистика, реклама и СО: новые подходы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Воронеж, 2002. С. 33–35.
  25. Малышева Е.Г. Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное исследование. Омск, 2011.
  26. Машкова С.Г. Интернет-журналистика. Тамбов, 2006 // URL: http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/2006/mashkova.pdf.
  27. Медиадискурс: новые явления и новые подходы: коллективная монография/ под ред. Н.А. Кузьминой. Омск: И. Баловнева, 2010.
  28. Мисонжников Б.Я. Соотношение содержательных и формальных структур печатного издания: дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2001.
  29. Назайкин А.Н. Таблоиды наступают. И не выигрывают? // Медиаскоп: электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ. Вып №1, 2007 // URL: http:// www.mediascope.ru/ node/193.
  30. Негрышев А.А. Информирование или воздействие? (о некоторых композиционных особенностях новостного газетного текста) // Язык. Человек. Общество / Международный сборник научных трудов (к 60-летию профессора В.Т. Малыгина). Отв. ред. Н.В. Юдина. СПб.; Владимир, 2005. С. 101-109.
  31. Негрышев А.А. О ситуации постмодерна в дискурсивном пространстве СМИ: к проблеме экологии массовой коммуникации // Inter-Cultural-Net: Международный (электронный) научно-практический журнал. Вып. 4. Владимир, 2005. С. 67-81 // URL: http://vfnglu.wladimir.ru/Rus/index.htm.
  32. Рязанцева Т.И. Гипертекст и электронная коммуникация. М., 2010.
  33. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999.
  34. Силантьев И.В. Газета и роман: Риторика дискурсных смешений / отв. ред. Ю.В. Шатин. М.: Языки славянской культуры, 2006.
  35. Сиротинина О.Б. Язык СМИ: языковой эталон и речевая реальность // Мир русского слова, 2004, №2. С.75-78.
  36. Солганик Г.Я. О новых аспектах изучения языка СМИ // Вестник Московского  ун-та. Сер.10. Журналистика, 2000, №3. – С.31-38.
  37. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб., 2001.
  38. Стернин И.А. Общественные процессы и развитие современного  русского языка. Очерк изменений в русском языке конца ХХ века. Научное издание. Воронеж, 2004.
  39. Трегубова К.Б. Восприятие речи телеведущего массовой аудиторией // Современная политическая лингвистика. Материалы международной научной конференции.  Екатеринбург, 2003. С.170-171.
  40. Хорвиц Р. Руководство для начинающих радиовещателей = Local radio handbook / Р. Хорвиц. М.  Магистр, 1992.
  41. Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж, 1996.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

В результате обучения специалист в области журналистики и редактирования текстов СМИ

  • будет иметь представления о динамических процессах, происходящих в жанрах и языке СМИ;
  • сформирует представление о сущности новых явлений в медиадискурсе и новых подходах к их изучению;
  • научится анализировать тексты СМИ разного типа; 
  • получит практические навыки написания текстов СМИ разных жанров;
  • практически освоит методы редактирования текстов СМИ разной природы.

 

Средства и методы обучения.

Методы - объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, имитация коммуникативной и  учебной  ситуаций, деловая игра.

Средства – учебные пособия, учебники, раздаточный материал, электронные учебные пособия и программы, презентации, видеоматериалы, аудиоматериалы.   

 

По окончании обучения и при условии выполнения учебного плана слушателю выдается удостоверение о краткосрочном повышении квалификации государственного образца.

 

  1. Барт Р. Удовольствие от текста // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика /пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. С. 462-518.
  2. Вартанов А. Актуальные проблемы телевизионного творчества. М., 2003.

3.      Васильева Л.А. Делаем новости!  М., 2002.

  1. Вепрева И.Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. Екатеринбург, 2002.
  2. Ворошилов В.В. Журналистика: Учеб. [для вузов]. СПб., 2002.

6.      Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения// Политическая лингвистика. Вып.20. Екатеринбург, 2006. С. 180-189.

7.      Горбаневский М., Караулов Ю., Шаклеин В. Не говори шершавым языком. М., 1999.

  1. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства: Учеб. для вузов. М.: Высшая школа, 1989.
  2. Дегтяренко Д. К. Корпоративные издания в России. Виды, функции, задачи // «Среда», 2002, № 8-9.
  3. Дедова О.В. Теория гипертекста и гипертекстовые практики в Рунете. М., 2008.
  4. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). Изд. 2-е, стереот. М., 2005.
  5. Жельвис В.И. Поле брани: Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М., 1997.
  6. Иваницкий В.Л. Концепция периодического издания и его коммуникативная стратегия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика, 2005, № 5. С. 71-77.

14.  Ильина Т., Корб В. Делаем хорошие новости. Омск, 2002.

  1. Калмыков А.А. Интернет-журналистика в системе СМИ: становление, развитие, профессионализация: автореф. дисс… докт. филол. наук. М., 2009.
  2. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.
  3. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. 2-е изд. М.: Академический проект, 2006.
  4. Киселев А.П. Формообразование и оформление газеты // Вестник МГУ. Сер. XI. Журналистика. М., 1992, №2. С. 6 -12.
  5. Колесов В.В. Русская речь: Вчера. Сегодня. Завтра. СПб, 1998.
  6. Коньков В.И. Являются ли СМИ могильщиками русского языка?// Мир русского слова, 2001, № 3.

21.  Коньков В.И. СМИ как речевая реальность // Мир русского слова, 2002, №5.

  1. Копочева В.В. Психологические факторы лингвистического заимствования // http://www.auditorium_ru.html.
  2. Коровка А.А. Пресса Сбербанка России // «Журнал RELGA», 2001, №13.
  3. Лапина Е.В. Специфика и назначение внутрикорпоративного издания // Журналистика, реклама и СО: новые подходы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Воронеж, 2002. С. 33–35.

25.  Малышева Е.Г. Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное исследование. Омск, 2011.

  1. Машкова С.Г. Интернет-журналистика. Тамбов, 2006 // URL: http://www.tstu.ru/education/elib/pdf/2006/mashkova.pdf.
  2. Медиадискурс: новые явления и новые подходы: коллективная монография/ под ред. Н.А. Кузьминой. Омск: И. Баловнева, 2010.
  3. Мисонжников Б.Я. Соотношение содержательных и формальных структур печатного издания: дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2001.
  4. Назайкин А.Н. Таблоиды наступают. И не выигрывают? // Медиаскоп: электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ. Вып №1, 2007 // URL: http:// www.mediascope.ru/ node/193.
  5. Негрышев А.А. Информирование или воздействие? (о некоторых композиционных особенностях новостного газетного текста) // Язык. Человек. Общество / Международный сборник научных трудов (к 60-летию профессора В.Т. Малыгина). Отв. ред. Н.В. Юдина. СПб.; Владимир, 2005. С. 101-109.
  6. Негрышев А.А. О ситуации постмодерна в дискурсивном пространстве СМИ: к проблеме экологии массовой коммуникации // Inter-Cultural-Net: Международный (электронный) научно-практический журнал. Вып. 4. Владимир, 2005. С. 67-81 // URL: http://vfnglu.wladimir.ru/Rus/index.htm.
  7. Рязанцева Т.И. Гипертекст и электронная коммуникация. М., 2010.
  8. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999.
  9. Силантьев И.В. Газета и роман: Риторика дискурсных смешений / отв. ред. Ю.В. Шатин. М.: Языки славянской культуры, 2006.

35.  Сиротинина О.Б. Язык СМИ: языковой эталон и речевая реальность // Мир русского слова, 2004, №2. С.75-78.

36.  Солганик Г.Я. О новых аспектах изучения языка СМИ // Вестник Московского  ун-та. Сер.10. Журналистика, 2000, №3. – С.31-38.

  1. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб., 2001.

38.  Стернин И.А. Общественные процессы и развитие современного  русского языка. Очерк изменений в русском языке конца ХХ века. Научное издание. Воронеж, 2004.

39.  Трегубова К.Б. Восприятие речи телеведущего массовой аудиторией // Современная политическая лингвистика. Материалы международной научной конференции.  Екатеринбург, 2003. С.170-171.

  1. Хорвиц Р. Руководство для начинающих радиовещателей = Local radio handbook / Р. Хорвиц. М.  Магистр, 1992.
Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж, 1996.